Ф. И. Энрольд работал в период начала строительства железных дорог в России, когда подъем торговли и промышленности требовал интенсивного развития путей сообщения, как сухопутных, так и водных. Работа на поприще строительства путей сообщения давала широкий простор инженерной деятельности и требовала применения знаний в различных областях инженерного искусства.
Именно такие обширные политехнические знания давал своим питомцам Институт инженеров путей сообщения. Одним из ярких его представителей является Федор Иванович Энрольд. Прогрессивный ученый-новатор, активно осуществлявший связь науки с практикой, он смело и принципиально выражал и отстаивал свои оригинальные предложения, мысли и мнения по различным научным и производственным вопросам.
Создание своего патриотического и профессионального долга требовало от него полного напряжения дужовных и физических сил, что в конце концов привело к расстройству здоровья и преждевременной концине. Федор Иванович Энрольд скончался 14 июня 1877 года на 49-м году жизни и похоронен на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге.
С целью увековечения памяти ученого было построено в Англии по заказу Министерства путей сообщения самоходное землечерпательное удно «Федор Энрольд». В 1898 г. это судно поступило в распоряжение Санкт-Петербургского морского канала и проработало на дноуглубительных работах до середины 70-х годов XX столетия.
7 июня 1910 г. Министерство путей сообщения устанавливает стипендию имени заслуженного профессора, инженера путей сообщения, Действительного статского советника Федора Ивановича Энрольда для «наиболее успешных из недостаточных студентов» Института инженеров путей сообщения.
19 октября 1978 г. Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта торжественно отметил 150- летие со дня рождения своего знаменитого питомца – профессора Ф. И. Энрольда. Совет факультета «Мосты и тоннели», кафедра «Мосты» и секция истории Ленинградского отделения Советского национального объединения историков естествознания и техники Академии наук СССР провели расширенное заседание, посвященное памяти выдающегося ученого Ф. И. Энрольда. Выступавшие высоко оценили вклад ученого в отечественное мостостроение и транспортную науку. По инициативе участников заседания и решению Ученого Совета портрет Ф. И. Энрольда был помещен в 1979 г. в портретную галерею, пополнив ее еще одним замечательным питомцем Петербургского государственного университета путей сообщения.
Основные даты жизни и деятельности Ф. И. Энрольда
Федор Иванович Энрольд родился 13 октября 1828 г. в Могилеве в семье армейского офицера – участника Отечественной войны 1812 г.
1839-1841 - Учеба в гимназии, г. Городня Черниговской губернии.
1841-1843 - Учеба в Могилевской учебной гимназии.
1843, 26 мая - Поступление в институт Корпуса инженеров путей сообщения, Санкт-Петербург.
1846, 1 июля - Произведен в прапорщики Корпуса инженеров путей сообщения.
1847, 12 июня - Направлен на двухмесячную строительную практику в Северную дирекцию С.-Петербурга – Московской железной дороги.
1847, 7 августа - Произведен в подпоручики Корпуса инженеров путей сообщения.
1847, 9 августа - Объявлена благодарность, как «в особенности отличившемуся усердием в приобретении практических познаний».
1849, 17 июля - Окончание Института Корпуса инженеров путей сообщения «первым по успехам» с занесением на Мраморную доску Института.
1849. 22 июля - Назначен в распоряжение I-го округа путей сообщения (Санкт-Петербург).
1849, 21 ноября - Назначен начальником I-й дистанции IV отделения I-го округа путей сообщения.
1851, 28 ноября - Назначен в распоряжение Правления I-го округа путей сообщения.
1852, 8 августа - Назначен начальником 5-й дистанции I-го отделения I-го округа путей сообщения.
1854, 5 июля - Присвоен чин штабс-капитана «за труды и усердие при перестройке и устройстве Дворцового моста в Санкт-Петербурге».
1856, 13 декабря - Назначен в распоряжение I-го округа путей сообщения.
1857, 24 октября - Награжден орденом Св. Станислава 3-й степени.
1858, 18 июля - Командирован на два года в западноевропейские страны «для усовершенствования познаний в практической механике и приготовления себя к преподаванию этого предмета в Институте».
1860, 3 апреля - Произведен в капитаны «за отличие по службе».
1860, 27 августа - Назначен «исправляющим должность профессора практической механики» Института Корпуса путей сообщения.
1863, 27 июня - Награжден орденом Св. Анны 3-й степени.
1864, 19 августа - Назначен экстраординарным профессором по кафедре Практической механики.
1866, 27 марта - Награжден орденом Св. Станислава 2-й степени.
1863. 30 января - Назначен профессором по кафедре Строительного искусства (сухопутные сообщения).
1868, 31 марта - Награжден императорской короной на орден Св. Станислава 2-й степени.
1869 - Назначен членом Комиссии по обсуждению системы Литейного моста через Неву.
1870, 17 апреля - Награжден орденос Св. Анны 2-й степени «за отличную службу».
1870, 31 июля - Назначен делопроизводителем Ученого комитета Министерства путей сообщения.
1871, 18 августа - Назначен инженером VI класса в Технико-инспекторском комитете железных дорог.
1871, 5 октября - Утвержден ординарным профессором Института инженеров путей сообщения.
1872, 26 января - Награжден орденом Св. Владимира 4-й степени.
1873 - Назначен инженером V класса в Технико-инспекторском комитете железных дорог.
1873, 8 апреля - Произведен в Действительные статские советники.
1874, 19 августа - Назначен председателем Временного управления по устройству Санкт-Петербургского морского канала.
1875, 7 мая - Назначен «стоять при начальнике Управления железных дорог».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.