Общие требования к объему работ по сборочной единице согласно правилам ремонта электровозов. Схема нахождения обрывов и дефектных контактных соединений в якорной обмотке, страница 6

Чтобы обеспечить монолитность обмотки, пазовые и лобовые части якорных катушек перед запрессовкой текстолитовых клиньев и наложением постоянных бандажей уплотняют осадкой. Существует два способа осадки обмотки якоря: бандажный и безбандажный. При первом способе катушки осаживают на бандажировочном станке, многократно наматывая через специальные прокладки на обмотку якоря временный бандаж из стальной проволоки с силой натяжения каждого витка 2,8 – 3,5 кН. При втором способе якорную обмотку обжимают со всех сторон специальными стальными пуансонами на пневматической установке. Этот способ более производителен и экономичен, поскольку не требуются технологические материалы: стальная бандажная проволока, электрокартон, прокладки и т. п.

Перед осадкой якорь нагревают до температуры 70–80 °С, затем опускают в установку и спрессовывают обмотку по всей ее поверхности давлением 150–200 кПа. Процесс опрессовки обмотки протекает в течение 25–30 мин до полного охлаждения якоря. После осадки катушек якорь устанавливают на специальный стенд и импульсным напряжением испытывают междувитковую и корпусную изоляции обмотки на электрическую прочность, затем осаживают концы проводников якорных катушек в шлицах коллекторных пластин и забивают верхние медные расклинки.

Пайку петушков коллектора электрических машин выполняют мягкими припоями. К мягким припоям в основном относятся сплавы олова со свинцом, например ПОС 40, ПОС 60 и т. д. Все мягкие припои имеют температуру кристаллизации около 190 °С, поэтому главным их недостатком является выплавление припоя из петушков коллектора при высоких температурных перегрузках якорных обмоток двигателя в эксплуатации.

Крепление якорных обмоток тяговых двигателей производят пазовыми клиньями, изготовленными в основном из листового электротехнического текстолита толщиной 5 – 7 мм, обладающего повышенными электрическими и механическими свойствами. Для крепления якорных обмоток применяют станок-автомат, который совмещает два независимых агрегата, расположенных на одной станине и предназначенных для автоматической запрессовки пазовых клиньев и намотки стеклобандажей. Перед запрессовкой текстолитовые клинья калибруют на специальном станке. Для крепления обмоток якорей бандажом используют стеклобандажную ленту марок ЛСБ-F и ЛСБ-B шириной 15 – 30 мм и толщиной 0,18 – 0,25 мм. Стеклобандажную ленту наматывают непосредственно на обмотку якоря, что исключает ряд трудоемких операций, связанных с намоткой бандажей из стальной проволоки. Стеклобандажи в сочетании с качественной электроизоляционной пастой на полиэфирно-эпоксидном лаке ПЭ-933 и термореактивными пропиточными лаками обеспечивают монолитность и герметизацию якорной обмотки, создают надежную защиту изоляции от воздействия влаги, масла, угольной пыли и других эксплуатационных загрязнителей. Стеклобандажи укладывают вполуперекрышу с силой натяжения 1,1 – 1,4 кН для якорей тяговых двигателей. После намотки стеклобандажи подвергают сушке и термообработке для отверждения и полимеризации при температуре 135–150 °С в течение 8–10 ч.

Сборку якоря выполняют в следующей последовательности. Вначале на нажимные шайбы укладывают нагретый миканит, скрепляют его временными бандажами и запекают в печи. Затем, уложив на дно пазов сердечника миканитовые прокладки, укладывают в них предварительно подогретые секции. Вначале закладывают в пазы активные стороны секций, лежащих в нижнем слое, а потом – лежащие в верхнем слое. Обмотку уплотняют и закрепляют клиньями. Концы шин впаивают в петушки коллекторных пластин. На лобовые вылеты накладывают чехлы, подбандажную изоляцию и устанавливают бандажи, после чего с помощью импульсного генератора проверяют правильность шага по обмотке.

Характерной особенностью для капитального ремонта является изготовление новых деталей якоря – валов, нажимных шайб, корпусов коробок, сердечников, коллекторных пластин, секций обмотки якоря и даже отдельных изоляционных материалов, например миканита и др. Применяют более совершенную технологию пропитки и ряд других операций, широко используют специальные методы сварки, а также механизацию и автоматизацию различных технологических операций.