Общие требования к объему работ по сборочной единице согласно правилам ремонта электровозов. Схема нахождения обрывов и дефектных контактных соединений в якорной обмотке, страница 2

Аналогично можно выявить межвитковые замыкания в секциях обмотки или замыкание между соседними секциями. При петлевой обмотке сопротивление этой секции будет меньше, чем исправной. Следовательно, падение напряжения, измеренное между коллекторными пластинами дефектной секции, будет меньше, чем между пластинами, присоединенными к секциям, в которых замыкания нет.

В качестве источника тока удобно использовать аккумуляторную батарею. Регулируемый резистор должен обеспечить установление в питающей цепи тока около 5–10 А. Милливольтметр рекомендуется использовать с пределом измерений 0–15–45 мВ. Чтобы не испортить милливольтметр при выполнении измерений, следует вначале прикладывать к коллекторным пластинам щупы питающей цепи, убедиться в их хорошем контакте и лишь потом прикладывать щупы измерительного прибора. При плохом контакте щупов возрастает сопротивление, падение напряжения может резко возрасти и повредить прибор. По окончании измерений первыми следует отнимать от пластин щупы прибора.

Выявить место замыкания обмотки якоря на сердечник можно по схеме, изображенной на рисунке 5. Подбирать элементы этой схемы следует так же, как и для схемы, изображенной на рисунке 4. При проверке якоря с петлевой обмоткой щупами милливольтметра касаются поочередно каждой пары смежных коллекторных пластин якоря. Показания прибора будут одинаковыми на всех парах коллекторных пластин, за исключением той пары пластин, между которыми имеется замыкание на корпус.

Я – якорь

mV – милливольтметр

Б – аккумуляторная батарея

R – резистор

В – выключатель

А – амперметр

Рисунок 5 – Схема нахождения места замыкания обмотки на корпус

Сопротивление изоляции измеряют мегаомметром на 2,5 кВ. Зажим «З» мегаомметра присоединяют к валу якоря, зажим «Л» – к коллектору. При сопротивлении изоляции менее 1,5 МОм у машин на напряжение 3000 В якоря подлежат сушке.

Элементы крепления обмотки – клинья и бандажи – тщательно осматривают, так как от их состояния зависит не только надежность крепления обмотки на сердечнике, но и состояние изоляции обмотки. Бандажи могут иметь механические повреждения, оплавления витков, ослабления, сдвиги, обрывы замковых скоб или конца витка в замке и др.

Ослабление бандажа выявляют обстукиванием. Удары следует наносить в тех местах, где под бандажом находятся зубцы якоря. Ударять по бандажу над пазом запрещается, так как это может привести как к растяжению бандажа, так и к порче изоляции обмотки.

Стеклобандажи не должны иметь прожогов, трещин. Не допускается расслоение или размотка ленты.

Обстукиванием проверяют прочность установки клиньев в пазах сердечника. Ослабший клин при ударе по нему будет издавать дребезжащий звук.

Тщательно осматривают задние лобовые соединения якорной обмотки, являющиеся одним из наиболее уязвимых мест. Выявляют возможные повреждения их чехла, миканитового или металлического фланца, подбандажной изоляции или ослабление посадки фланцев. Крепление и прочность посадки металлического фланца в задней нажимной шайбе проверяют обстукиванием.

Коллектор осматривают и измеряют его диаметр по рабочей поверхности. Выявляют характер износа рабочей поверхности, наличие подгаров и оплавлений на коллекторных пластинах, следов выплавления припоя из петушков, длину петушков, качество пайки обмотки в петушках коллектора. Осматривают передний миканитовый конус коллектора на отсутствие на нем закопчености, прожогов, трещин, ослабления или сдвигов на нем витков бандажа.

При капитальном ремонте якоря должны быть восстановлены все его номинальные размеры. Для этого производят ремонт якорей при необходимости с полной их разборкой, с устранением дефектов ремонтопригодных деталей или изготовлением новых.

По трудоемкости, объему работ и расходу материальных затрат, технологической сложности капитальный ремонт КР-1 значительно отличается от капитального ремонта КР-2. При ремонте КР-1 не производят смену изоляции, поэтому якорную обмотку не разбирают, а восстанавливают изоляцию сушкой, пропиткой и компаундированием. В случае надобности заменяют проволочные или стеклобандажи, пропаивают контактные соединения якорной обмотки с коллектором, восстанавливают изношенные поверхности якорей и других узлов и деталей.