Общие требования к объему работ по сборочной единице согласно правилам ремонта электровозов. Схема нахождения обрывов и дефектных контактных соединений в якорной обмотке, страница 3

При капитальном ремонте КР-2 электрическую машину разбирают и восстанавливают узлы и детали с полной заменой изоляции. В процессе эксплуатации между капитальными ремонтами КР-2 изоляция электромашины исчерпывает свой ресурс и почти полностью теряет физико-механические свойства в результате теплового старения и воздействия окружающей среды. В случае надобности производят переборку или замену пакета якорной стали.

При КР-1 механическую часть якоря тягового двигателя ремонтируют (при необходимости) со сменой вала, упорных втулок и уплотнений, роликовых и маслоотбойных колец, гаек валов, клиньев крепления обмотки и других деталей, не требующих смены обмотки. У всех якорей обязательно меняют бандажи, выполняют пропитку изоляции, обточку, продорожку, снятие фасок и шлифовку коллектора, а также производят их динамическую балансировку.

При КР-2 дополнительно к перечисленному выполняют ремонт меди якорной обмотки с частичной или полной сменой изоляции, восстанавливают подбандажную и пазовую изоляцию, разбирают и ремонтируют коллектор с его обточкой, заменой межламельной изоляции, коллекторных пластин. Ремонтируют или заменяют сердечник якоря, нажимные шайбы, коробки, валы и другие детали, а также производят пропитку якоря.

В якорном отделении выполняют ремонт коллекторов и обмоткодержателей, укладку якорных обмоток, динамическую балансировку, отделку и электрические испытания якорей.

Вал якоря тягового двигателя подлежит выпрессовке и магнитной дефектоскопии по всей длине. Его устанавливают на токарный станок, выверяют его биение, при необходимости производят перецентровку, восстанавливают электронаплавкой или обточкой под ближайший ремонтный размер изношенную или со срывом более 5 % ниток резьбу. Наждаком по притирочному шаблону устраняют выработку, раковины, забоины или эллиптичность конуса, протачивают до следующих ремонтных размеров дефектные поверхности его шеек. Оставлять следы забоин, задиров и рисок на притирочной поверхности конуса более 15 % площади поверхности конуса не допускается.

При капитальных ремонтах значительно шире применяется восстановление изношенных посадочных поверхностей металлизацией, постановкой втулок или покрытием полимерными материалами. Толщина наплавленного материала после обточки не должна превышать 5 мм. Если вал отремонтировать нельзя, вытачивают новый из стали 20ХН3А. Затем в специальных печах производят закалку и отпуск вала.

Пакет стали якоря должен быть хорошо спрессован, а все листы сердечника плотно прилегать друг к другу, не иметь расслоений, распушений и относительных сдвигов по окружности. Концевые листы пакета якоря тягового двигателя для повышения их жесткости предварительно соединяют между собой точечной электродуговой сваркой. Пазы пакета для укладки якорных катушек и трапецеидальные пазы для клиньев калибруют на станке специальными протяжками, а заусенцы зачищают напильником. Шлицы в петушках коллекторных пластин лудят припоем ПОС 61. Межламельная изоляция и миканитовые конусы коллектора должны плотно прилегать к изолируемым деталям, не иметь сколов, распушения и других дефектов.

После механического ремонта якорь перед изолированием лобовых частей пропитывают в термореактивном лаке ФЛ-98 с последующем сушкой в печи при температуре 130 °С в течение 2 ч или окрашиваю масляно-битумным лаком БТ-99 воздушной сушки двукратно. Лаком покрывают всю поверхность якоря, за исключением коллектора и вала. Окрашенный якорь передают на рабочее место для изолирования пазов и лобовых частей. У тягового двигателя НБ-418К6, имеющего изоляцию якоря классаF, места укладки обмотки изолируют материалами, изготовленными на основе слюды, стекловолокна с органическими, синтетическими и кремнийорганическими связующими.

Сердечник якоря распрессовывают гидравлическим прессом. Дефектные листы заменяют. Листы с ржавчиной рихтуют, очищают металлическими щетками на специальном станке, промывают в керосине, покрывают изоляционным лаком № 302 и сушат на воздухе до исчезновения отлипа. Затем собирают и прессуют пакет его крайних листов, предварительно смазывая их клеем БФ-2. Пакет стягивают болтами, снимают с пресса и запекают в печи в течение 3 ч при температуре 150 – 180 оС.