3) Применение параллельного переноса.
Пример. Провести дорогу наименьшей длины из пункта А в пункт К, которые разделены двумя водными преградами. Мосты построить перпендикулярно берегам обеих рек (Рис.27).
Решение. Наименьшие расстояния достигаются по прямой, и в нашем случае дорога составится из пяти отрезков ломаной, причем два звена должны быть перпендикулярны к берегам . Если представить звенья искомой ломаной направлен-
Рис.27 |
ными отрезками, то из пяти векторов два будут известны заранее – это и (Рис.27). Поскольку сложение векторов перестановочно, то можно заранее найти +=. Тогда остальные три слагаемые вместе должны дать вектор . Значит, три участка движения (между реками) составятся в ломаную, концы которой можно приложить к точкам В и К . |
Наименьшей длины ломаная достигнет, если все три звена расположаться вдоль общей прямой ВК. То есть каждый из трех векторов должен быть параллелен ВК. Следовательно, если вначале построить вспомогательный вектор =+ , то его конец В станет началом вектора , параллельно которому нужно идти на каждом из трех участков между реками. Наилучший путь – АР1Р2Р3Р4К .
Образное сравнение: для прокладки сухопутных участков пути понадобилось сдвинуть берега рек (перпендикулярно руслам), «прочертить дорожку» по прямой АК, после чего вновь раздвинуть берега. Метод «сдвигания берегов» часто помогает в построении четырехугольников. Здесь удобно переносить одну известную сторону вдоль другой известной, сдвигая вместе разрозненные фрагменты .
Типичные задачи на применение параллельного переноса:
1)Построить четырехугольник, зная все его стороны и угол между двумя про тивоположными сторонами.
Анализ. Пусть в искомом четырехугольнике АВСD известным является угол между сторонами АD и ВС (Рис.28). Перенесем сторону АD вдоль стороны АВ до
Рис.28 |
Совмещения с ВС. Тогда при вершине В заданный в условии угол будет образован известными отразками ВС и ВК=АD. Построение можно начать с треугольника ΔКВС (по двум сторонам и углу между ними). Затем засечками циркуля построим D (на известных расстояниях DК=АВ и DC от К и С ). Останется достроить четвертую вершину А параллелограмма АВКD. |
При построении четырехугольника полезно применять вписанный в него параллелограмм, причем начинается изображение фигуры с треугольного фрагмента .
2) Построить отрезок, параллельный и равный заданному, чтобы концы его оказались на двух заданных окружностях.
Решение сводится к отысканию параллелограмма ABCD, одна сторона АВ которого уже построена, а вершины С и D должны лежать на заданных двух окружностях (на рис.29 они изображены сплошной линией).
Рис.29 |
Применим параллельный перенос плоскости, задаваемый направленным отрезком . Это движение отобразит искомую вершину D в другую искомую – С. Окружность, содержавшая D, перейдет в пунктирную окружность, содержащую С. При этом точка С лежит и на второй заданной окружности. Значит, для нахождения вершины С достаточно пересечь вторую окружность с образом первой при параллельном переносе . |
Замечание. Можно обнаружить общий смысл в задачах, посвященных применению разных движений. Часто главным элементом построения становится пересечение заданной фигуры с образом другой заданной фигуры при осевой симметрии, повороте либо параллельном переносе. Очевидна похожесть решений на рис.22, 26, 29. Все они как бы иллюстрируют «метод пересечения с образом». Предпосылкой для использования этого графического приема является наличие внутренней симметрии (зеркальной, поворотной или переносной) в искомой фигуре. Общие идеи можно обнаружить и в применении композиций разных типов движений.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.