Методические указания
Выбор оптимальной схемы по доставки грузов
Введение
Выполнение курсовой работы на тему «Выбор оптимальной схемы доставки грузов» ставит своей целью закрепление и углубление знаний студентов, полученных при изучении курса «Методы моделирования транспортных процессов и оптимизация».
Настоящее пособие предназначено для студентов очного и заочного обучения.
Пояснительная записка оформляется на листах формата А-4 грамотно, без сокращений.
Защита курсовой работы производится перед преподавателем, проверяющим пояснительную записку.
Оценка по курсовой работе производится по пятибалльной системе.
Порт осуществляет местные перевозки песчано-гравийной смеси с нескольких карьеров добычи определенному количеству клиентов. Для этой цели используются однотипные составы с одинаковой загрузкой по всем линиям и с закреплением тяги за тоннажем на все время действия линий. Порт имеет несколько типов механизации для погрузки и выгрузки флота.
Необходимо решить задачу доставки песчано-гравийной смеси от грузовладельца (порта) клиентам так, чтобы затраты по перевозке и обработке флота были минимальными.
Представленную задачу можно разделить на две самостоятельные задачи, связанные одним критерием оптимальности. Первая – это взаимная увязка пунктов погрузки и пунктов выгрузки груза, вторая – расстановка имеющейся в порту механизации по пунктам обработки флота. Очевидно, что обе задачи многовариантны и имеют множество решений. Необходимо найти такие варианты решений обеих задач, которые обеспечивали бы экстремум критерия оптимальности.
1. Транспортная задача
Содержание: взаимная увязка пунктов погрузки и пунктов выгрузки груза.
1.1. Исходные данные
Исходными данными для проектирования являются:
плановые объемы добычи и потребления песчано-гравийной смеси в порту;
удельные транспортные затраты на перевозку I тонны груза между корреспондирующими пунктами.
1.2. Экономико-математическая постановка задачи.
Необходимо отыскать такой вариант решения задачи, который обеспечивал бы экстремум критерия оптимальности при следующих условиях: а) все грузы, планируемые к отправке, должны быть полностью отгружены; б) потребности грузополучателей в перевозках должны быть максимально удовлетворены; в) масса груза, погруженного и отправленного в судах, не может принимать отрицательного значения.
Введем обозначения:
i - признак пункта погрузки; j - признак пункта выгрузки;
Xij - масса груза, перевезенная от 1-го пункта погрузки в j-ый пункт выгрузки, тыс.т;
cij - удельные транспортные затраты по доставке грузов из 1-го пункта погрузки j-му потребителю, руб./т;
Gi - грузооборот 1-го пункта погрузки за навигацию, тыс.т;
Gj – грузооборот j-го пункта выгрузки за навигацию, тыс.т.
Цель задачи взаимной увязки пунктов погрузки и выгрузки математически выражается функцией:
F = (1)
Ограничения задачи запишутся:
= Gi (2)
= Gj (3)
Неизвестные не могут принимать отрицательные значения.
Xij = (4)
Необходимым условием решения задачи является равенство:
(5)
Если это условие не соблюдается вводится фиктивный пункт отправления, если
или фиктивный пункт назначения, если
1. З. Алгоритм решения задачи
Решение задачи взаимной увязки пунктов погрузки и выгрузки проводится в матричной форме методом потенциалов в следующей последовательности: формируется начальная матрица; составляется начальный допустимый план методом аппроксимаций Фогеля; составляется второй начальный допустимый план любым другим приближенным методом решения транспортной задачи; из двух начальных допустимых планов выбирается лучший, в котором показатель функции цели численно меньше; рассчитываются вспомогательные оценочные числа (потенциалы.);
полученный план проверяется на оптимальность. Если план оптимален - расчет заканчивается, если план не оптимален - находиться звено с максимальным отклонением от оптимальности; составляется контур перераспределения ресурсов, в котором отыскивается максимальный элемент, строится новый план; процесс повторяется до получения оптимального плана. Для проверки правильности ведения расчетов на каждой итерации желательно рассчитывать показатель функции цели. Его значение не должно быть больше в сравнении с предыдущим.
1.4. Пример расчета
Плановые объемы добычи и потребления песчано-гравийной смеси в порту:
А1=200,О т.т А2 =100,0 т.т А3 =120,0 т.т
В1=100,0 т.т В2=100,0 т.т В3 = 80,0 т.т В4 =70,О т.т.
Рассчитываются. суммарные объемы добычи и потребления
Чтобы выполнилось условие (5) необходимо ввести фиктивного потребителя
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.