Комбинированное моделирование позволяет объединить достоинства аналитического и имитационного моделирования.
Математические модели подразделяются также на аналоговые, которые описываются уравнениями, связывающими непрерывные величины, и цифровые, в которых дискретные величины представлены в цифровом виде.
Процесс моделирования содержит следующие этапы:
· постановку задачи и описание ее содержания;
· сбор и обработку исходных данных, анализ полученной информации с целью выявления наиболее существенных факторов технико-экономического и эксплуатационного обоснований, установление количественных и качественных взаимосвязей между ними;
· построение экономико-математической модели в виде системы уравнений и неравенств, логических соотношений, определение целевой функции и системы ограничений;
· выбор в зависимости от характера модели численного метода решения задачи, разработку или выбор соответствующего вычислительного алгоритма и машинной программы;
· выполнение расчетов и анализ результатов решения.
Математические модели обычно состоят из двух частей:
ограничений задачи в виде набора независимых переменных и условий, характеризующих их приемлемые значения;
целевой функции, которую необходимо оптимизировать.
Поиск наилучшего решения обычно связан с определением максимального или минимального значения целевой функции в зависимости от выбранного критерия оптимизации.
Для функции с одной переменной поиск ее экстремального значения сводится к нахождению первой производной и приравниванию ее нулю. Однако при решении экономических задач возможности применения дифференциального исчисления весьма ограничены. Во многих случаях независимые переменные являются дискретными или изображаются кусочно-линейными функциями; кроме того, обращение в нуль производной — лишь необходимое, но не достаточное условие наличия минимума или максимума. В экономических задачах также приходится встречаться с экстремумами различной глубины.
При построении экономико-математических моделей всегда важно обращать внимание на размерность оптимизационных задач, с этим связан выбор метода решений и машинной памяти ЭВМ.
Исходные данные
1. Транспортная задача
Содержание: взаимная увязка пунктов погрузки и пунктов выгрузки груза.
1.1. Исходныеданные
Порт осуществляет местные перевозки песчано-гравийной смеси с нескольких карьеров добычи определенному количеству клиентов. Для этой цели используются однотипные составы с одинаковой загрузкой по всем линиям и с закреплением тяги за тоннажом на все время действия линий. Порт имеет несколько типов механизации для погрузки и выгрузки флота.
Необходимо решить задачу доставки песчано-гравийной смеси от грузовладельца (порта) клиентам так, чтобы затраты по перевозке и обработке флота были минимальными.
Представленную задачу можно разделить на две самостоятельные задачи, связанные одним критерием оптимальности. Первая - это взаимная увязка пунктов погрузки и пунктов выгрузки груза, вторая - расстановка имеющейся в порту механизации по пунктам обработки флота. Очевидно, что обе задачи многовариантны и имеют множество решений. Необходимо найти такие варианты решений обеих задач, которые обеспечивали бы экстремум критерия оптимальности.
Исходными данными для проектирования являются:
плановые объемы добычи и потребления песчано-гравийной смеси в порту;
удельные транспортные затраты на перевозку 1 тонны груза между корреспондирующими пунктами.
1.2. Экономико-математическаяпостановказадачи
Необходимо отыскать такой вариант решения задачи, который обеспечивал бы экстремум критерия оптимальности при следующих условиях:
а) все грузы, планируемые к отправке, должны быть полностью отгружены;
б) потребности грузополучателей в перевозках должны быть максимально удовлетворены;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.