Конструкция подвижных опорных частей должна обеспечивать при посадке пролетного строения возвращение в положение, соответствующее средней температуре воздуха. Для этого в секторных подвижных опорных частях сектор связывается с верхним балансиром с помощью специальных тарельчатых шайб, охватывающих закраины верхнего балансира и сектора (рис. 2.27, б). При разводке сектор поднимается вместе с пролетным строением, занимая при этом вертикальное положение, и при каждой посадке пролетного строения на опоры устанавливается в нормальное положение. Это делает ненужным противоугонные устройства (планки). Также ненужными являются продольные гребни на нижней опорной плите, так как фиксация пролетных строений в поперечном направлении и восприятие поперечных горизонтальных сил осуществляется центрирующими устройствами.
Вместо секторных могут быть использованы однокатковые опорные части. В этом случае цилиндрический каток подвешивается на серьгах к верхнему балансиру и также поднимается при разводке моста вместе с пролетным строением. Для того, чтобы серьга не мешала перемещениям катка при деформациях пролетного строения, нижнее отверстие в серьге, куда подвешивается каток, делается овальным
В опорных частях могут предусматриваться устройства для регулирования их высоты в процессе строительства и во время эксплуатации
2.6. Особенности безпротивовесных, безбашенных и коромысловых вертикально-подъемных мостов
2.6.1. Безпротивовесные и безбашенные мосты
При малой высоте разводки и небольшом весе разводного пролетного строения его подъем может выполняться с помощью винтовых домкратов без использования противовеса. В качестве примера на рис. 2.28, а приведена конструкция разводного пролетного строения пролетом 23 м при высоте подъема 2,4 м, разработанного ОАО «Трансмост». В качестве силовых элементов применены винтовые домкраты грузоподъемностью 120 т. На опорах пролетное строение установлено на поперечных подъемных балках 5, которые в свою очередь опираются на ходовые винты 1 домкратов. При одновременном синхронном вращении винтов происходит подъем или опускание пролетного строения.
Башни не требуются, если при разводке пролетное строение не поднимать вверх, а опускать под воду (рис. 2.28, б). Такое решение возможно при малой скорости течения и большой глубине воды, например, для временного моста в устье большой реки при большой высоте судоходного габарита.
Рис. 2.28. Вертикально-подъемные мосты без противовеса и без башен
а – пролетное строение без противовеса, поднимаемое винтовыми домкратами; б – безбашенная конструкция с разводным пролетным строением, опускаемым в воду
1 – силовой винт домкрата; 2 – ручной привод; 3 – электродвигатель; 4 – редуктор 5 – подъемная балка; 6 – главный шкив; 7 - противовес
Рис. 2.29. Безбашенный мост с использованием подъемных рам и гидродомкратов
а – мост с вертикально-подъемным пролетным строением на подъемных рамах; б – мост с вертикально-подъемным пролетным строением на гидродомкратах
1 – подъемная рама; 2 – подъемное пролетное строение; 3 – главный шкив; 4 – ведущая зубчатая шестерня; 5 – противовес; 6 – направляющие ролики; 7 – несущие тросы; 8 - гидродомкрат
Существенно лучшими свойствами обладает конструкция безбашенного разводного моста вертикально-подъемной системы, показанная на рис. 2.29, а. В такой конструкции разводное пролетное строение 2 опирается на специальные рамы 1, находящиеся при наведенном положении моста в теле опор разводного пролета. Внутри тела опор размещаются также главные шкивы 3, остальные элементы механизмов разводки и иное механическое оборудование. К нижней распорке рам прикреплены канаты несущих тросов 7. Противовес 5, подвешенный к другим концам несущих тросов, также размещается внутри тела опор. При разводке рамы выходят из тела опор, поднимая при этом пролетное строение.
Вместо рам разводное пролетное строение может подниматься на штоках гидроцилиндров (на гидродомкратах) 8, целиком размещенных в нормальном положении внутри тела опор разводного пролета (рис. 2.29, б). При небольшом весе разводного пролетного строения и достаточной мощности гидродомкратов в такой конструкции могут не потребоваться противовесы. Если вес значителен, возможно уравновешивание с использованием рам, аналогичных подъемным рамам, рассмотренным выше.
Общим недостатком безбашенных конструкций, показанных на рис. 2.29, является недостаточная жесткость разводного пролета на восприятие поперечных нагрузок, например, ветровых, в разведенном положении. При назначении толщины опор разводного пролета необходимо учитывать необходимость размещения внутри тела опор подъемных рам или гидродомкратов. Кроме того, необходима надежная гидроизоляция внутренних полостей опор при расположении их ниже горизонта воды.
2.6.2. Коромысловые вертикально-подъемные мосты
Помимо разводных мостов вертикально-подъемной системы с гибкой связью между пролетным строением и противовесами в практике мостостроения нашли применение конструкции с шарнирно-стержневой связью, характерной для коромысловых мостов. В основе кинематической схемы в таких конструкциях лежит либо шарнирный параллелограмм, либо допустимость продольного перемещения коромысла в целом по оголовку башни или в узле прикрепления его к пролетному строению.
Рис. 2.30. Коромысловые вертикально-подъемные мосты
а – параллелограмный коромысловый мост; б – коромысловый мост с поступательным перемещением коромысла по оголовку башни; в – коромысловый мост с поступательным перемещением конца коромысла по пролетному строению
Схема коромыслового моста с параллелограммным уравновешиванием приведена на рис. 2.30, а. Шарнирный параллелограмм образован точками А, В, С и D. Кроме основных противовесов Q использованы дополнительные противовесы Q1, предназначенные для совмещения центра тяжести движущихся масс сооружения с осью вращения коромысла О.
На рис. 2.30, б приведена схема коромыслового вертикально-подъемного моста с поступательным горизонтальным перемещением коромысел по оголовкам башен. Сочленение конца коромысла с пролетным строением при этом шарнирно-неподвижное. Другой вариант – допустимость горизонтальным поступательным перемещением концов коромысел в сочленении с пролетным строением. Сами коромысла вращаются относительно неподвижных горизонтальных осей, расположенных на вершине башен. (рис. 2.30, в).
Коромысловые мосты имеют многочисленные дополнительные элементы – коромысла, оси вращения, шарнирные соединения, они более сложны в строительстве и эксплуатации. Такие системы характерны для отдельных мостов старой постройки.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.