Вертикально-подъемные мосты. Основные особенности и классификация мостов вертикально-подъемной системы, страница 2

Высоту башни Hб от низа конструкции до оси главных шкивов (рис. 2.5) находят из условия движения пролетного строения

и из условия опускания противовеса

,

где: hф – габаритная высота вертикально-подъемного пролетного строения;

hп – высота подъема пролетного строения;

а1 = 3...5 м – расстояние от верха разводного пролетного строения до оси главного шкива;

а2 = 1,5...3,0 м – расстояние от верха противовеса до оси главного шкива;

hпр – высота противовеса;

hоп – величина опускания противовеса;

а3 > 1,0 м - расстояние от верха проезжей части (от головки рельсов)  до низа противовеса;

h¢с – расстояние от низа пролетного строения до верха проезжей части;

Dlт – вытяжка канатов несущих тросов, принимаемая равной 2% от их длины.

Рис. 2.5. Схема к назначению высоты башен вертикально-подъемных мостов

Если по мосту проходит электрифицированная железная дорога, то величина а3 измеряется от низа противовеса до верхнего элемента конструкции подвески контактного провода, при этом а3 ≥ 0,5 м, а hс равно расстоянию от указанного элемента до низа пролетного строения.

Для обеспечения нормального движения разводного пролетного строения необходима вертикальность передних стоек башен.

Для регулирования положения передних стоек в процессе монтажа и придания им вертикальности после загрузки противовесов задние стойки башни первоначально присоединяют к узлам В1 верхнего пояса башенных пролетных строений (см. рис. 2.3) с использованием специального винтового домкратного приспособления, передающего нагрузку от стоек на узлы в период монтажа через шпильки с резьбой (рис. 2.6, а).

Рис. 2.6. Конструкция узлов В1 и Н0 башни

а – прикрепление задней стойки башни к верхнему поясу башенного пролетного строения в узле В1; б – опирание передней стойки на опорный узел Н0 главной фермы башенного пролетного строения

Одновременно на монтажный период опирание передних стоек на опорные узлы (крайние узлы Н0 нижнего пояса) производят с помощью болтов-шарниров (рис. 2.6, б), а крайние панели верхнего пояса в пределах башен прикрепляют к передним стойкам в узлах В0 временными монтажными болтами. Диаметр болтов-шарниров и толщина дополнительных накладок в узлах Н0 определяются прочностью металла на смятие. После окончания монтажа и регулирования положения передних стоек с приданием им вертикального положения производится окончательная сборка всех упомянутых узлов с использованием высокопрочных болтов.

Для доставки обслуживающего персонала и необходимого оборудования в павильоны управления и машинные помещения, расположенные на оголовках, в каждой башне устраиваются лестничные ходы и лифтовые подъемники грузоподъемностью не менее 500 кг.

В современных вертикально-подъемных мостах на оголовках башен размещается все механическое оборудование моста, обеспечивающее движение разводного пролетного строения. Нагрузка от механизмов воспринимается системой поперечных и продольных балок.

Основными несущими элементами оголовков являются две поперечные балки – передняя 7 и задняя 4 (рис. 2.7). Передняя поперечная балка по отношению к задней расположена в пониженном уровне. К поперечным балкам прикрепляются две пары продольных подшкивных балок 2, 14, на которые опираются подшипники осей главных шкивов, а также вспомогательные балки 11, воспринимающие нагрузку от редукторов, электродвигателей и иного механического оборудования.

Рис. 2.7. Оголовок башни

1 – ось опирания рабочего мостика; 2 – крайняя продольная (подшкивная) балка; 3 – окаймляющая балка; 4 – задняя поперечная балка; 5 – раскос решетки фермы башни; 6 – задняя стойка башни; 7 – передняя поперечная балка; 8 – ось передней стойки башни; 9 – ось главной фермы; 10 – передняя стойка башни; 11 – вспомогательные балки; 12 – балка ленточного подъемника; 13 – ось моста; 14 – внутренняя продольная (подшкивная) балка

Помимо основных механизмов разводки на оголовках башен монтируются ленточные подъемники, предназначенные для восприятия нагрузки от противовесов в процессе монтажа, а также при регулировании, ремонте и смене несущих тросов. Балки ленточного подъемника 12 могут устанавливаться на оголовках башен различным образом, например размещаться между внутренними продольными подшкивными балками.

Рис. 2.8. Ленточный подъемник

1 – внутренняя подшкивная балка; 2 – лента ленточного подъемника; 3 – наддомкратная балка; 4 – поддомкратная балка; 5 – цилиндрический коротыш; 6 – гидравлический домкрат; 7 – несущие тросы; 8 – узел крепления несущих тросов к противовесу; 9 – противовес; 10 – узел крепления лент к противовесу

Ленточный подъемник (рис. 2.8) включает двухстенчатую поддомкратную балку 4, на которую устанавливаются гидравлические домкраты 6, двухстенчатую наддомкратную балку 3 и стальные ленты 2, проходящие между стенками поддомкратной и наддомкратной балок. При этом поддомкратные балки прикрепляются к ребрам жесткости внутренних подшкивных балок, а наддомкратные балки устанавливаются на домкраты свободно и имеют возможность вертикального перемещения вдоль ребер жесткости, которые фактически выполняют роль направляющих при перемещениях  наддомкратных балок. В стенках поддомкратных  и наддомкратных балок, а также в лентах 2 сделаны отверстия.

При нормальной эксплуатации в совпадающие отверстия в лентах и поддомкратной (или наддомкратной) балки вставлены цилиндрические коротыши 5, при этом ленты оказываются просто подвешенными к указанным балкам.

При монтаже, а также при необходимости разгрузки несущих тросов в процессе эксплуатации с целью их замены, регулирования механического оборудования или проведения иных работ ленты присоединяются нижними  концами к проушинам 10 противовеса 9.

Рис. 2.9. Схема работы ленточного подъемника

а – начальная стадия подъема противовеса; б – подъем противовеса в соответствии с ходом штока домкрата Δ; в – начало второго этапа подъема противовеса; г – завершение второго этапа подъема противовеса

1 – внутренняя подшкивная балка; 2 – лента; 3 – наддомкратная балка; 4 – цилиндрический коротыш; 5 – гидродомкрат; 6 – поддомкратная балка