Объемный вес грунта насыпи, т/м3, определяется по формуле
где
γy – удельный вес грунта насыпи, т/м3;
γв – удельный вес воды, т/м3 (γв = 1).
Коэффициент трения грунта
fвн = 0,75* fн = 0,75* tg φн
fвн = 0,75*tg(26)=0,37
Удельное сцепление грунта
Cвн = 0,5* Cн
Cвн = 0.5*1.53=0,77
Характеристика грунта обводненного основания пойменной насыпи
Объемный вес грунта основания насыпи, т/м3, взвешенного водой, определяется зависимостью
где
εон – расчетный коэффициент пористости грунта основания насыпи.
Коэффициент пористости грунта основания насыпи определяется по формуле
где
γон – обьемный вес грунта основания насыпи при определенной влажности, т/м3;
Wон – влажность грунта основания насыпи, %.
Сдвиговые характеристики грунтов в обводненном состоянии принимаются:
коэффициент трения
fвон = 0,75* fон = 0,75* tg φон
где
tg φон – угол внутреннего трения грунта основания насыпи естественной состоянии, град;
fвон = 0,75*tg(27)=0,25
удельное сцепление грунта
Cвон = 0,5* Cон
где
Cон – удельное сцепление грунта основания насыпи (в состоянии естественной влажности), т/м2.
Cвон = 0,5*1,8=0,9 т/м²
По условиям работы пойменных насыпей период подтопления можно разделить на два этапа: во время подъема внешних горизонтов поток воды направлен внутрь насыпи, во время спада – из насыпи в сторону откосов. Этот период является наиболее опасным, т. к. к снижению сдвиговых характеристик добавляется отрицательное влияние гидродинамических сил, действующих в направлении движения воды.
Гидродинамическая сила D, т, определяется по формуле
где
γ0 – объемный вес воды, т/м3 (γв = 1);
I0 – средний уклон кривой депрессии для данного грунта
V – объем грунта, в котором действует сила D, м3.
Так как все расчеты ведутся на 1 пог. м длины откоса насыпи, можно полагать, что
где Ω – площадь части сползающего клина, насыщенная водой, м2
( Ω = ωвн + ωвон )
Тогда
3. Расчет устойчивости откосов пойменной насыпи
Более широкое практическое применение нашел графоаналитический метод расчета устойчивости. При этом установлено, что в однородных связных грунтах поверхность смещения земляных масс близка к круглоцилиндрической.
Устойчивость откосов насыпи принято оценивать коэффициентом устойчивости, который представляет собой отложение моментов сил, удерживающих откос от смещения, к моменту сил, сдвигающих его относительно центра кривой смещения:
Расчеты устойчивости обычно проводят для 1 пог. м длины насыпи, при этом предполагается, что обрушение произойдет по круглоцилиндрической поверхности, имеющей радиус кривой, и сползающий клин является монолитом.
Коэффициент устойчивости определяется по формуле
где
fi – коэффициент внутреннего трения грунта;
Ni – нормальная составляющая веса i – го отсека, т;
Ti – касательная (тангенциальная) составляющая веса i – го отсека, т,
при этом
где
γi – объемный вес грунта, т/м3;
ωi – площадь отсека, м2;
βi – угол, образуемый радиус - перпендикуляром и вектором, соединяющим центр кривой обрушения с точкой приложения сил на поверхности скольжения i – го отсека;
Ci – удельное сцепление грунта, т/м2;
D – гидродинамическая сила, т;
li – длина кривой смещения i – го отсека, м,
В отсеках, расположенных левее вертикального радиуса кривой смещения, возникают тангенциальные составляющие веса T, которые направлены в сторону, противоположному смещению грунта.
Таким образом, одна часть тангенциальных составляющих отсеков относительно к удерживающим силам Tуд, другая – к сдвигающим силам Tсдв.
В пойменных насыпях одни отсеки окажутся сухими, другие – частично сухими и насыщенными водой (под сухими грунтами условно понимают грунты, находящиеся в состоянии естественной влажности). Следовательно, грунты в верхней и нижней частях подтопленной насыпи имеют разные сдвиговые характеристики.
Для оценки устойчивости имеет значение критическая кривая обрушения, т. е. такая кривая, при которой коэффициент устойчивости K имеет наименьшее значение.
При построении возможных кривых обрушения учитывают действие временной нагрузки и веса верхнего строения пути с учетом водосливной призмы насыпи. Эти нагрузки заменяют фиктивными столбиками грунта на основной площадке земляного полотна высотой соответственно hвр и hвс. Высота столбика hвр определяется зависимостью
м
Где
Pвр – сумма временной нагрузки от локомотива и постоянной от веса верхнего строения пути, т/м2;
γн – расчетный объемный вес грунта насыпи, т/м3.
Ширина столбиков грунта от временной нагрузки равна длине шпалы bвр = 2,75 м.
Результаты расчетов и для кривых обрушения представлены в табл. 1-3.
Чертежи поперечного профиля насыпи с бермой и кривой обрушения представлены в приложении 4-6.
Таблица 1
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.