Смертная казнь. Отказ европейских государств от смертной казни. Отношение к смертной казни в РБ и на постсоветском пространстве

Страницы работы

Содержание работы

Тема смертной казни была, есть и будет в центре внимания мирового общественного мнения.

Она начала развиваться со становления человеческого общества. Как только древние люди вышли на тропу соперничества и завести. Как например в древней Европе инквизиция пыталась казнить то, что было непонятно церкви да еще и жесточайшей форме. Вместе с тем, время, отводимое на разрешение проблемы смертной казни, исчисляется тысячелетиями. Не исключен и обратный процесс.

Однако на сегодняшний день вполне очевиден прогресс в разрешении данной проблемы. Лидерами в этом являются европейские государства, абсолютное большинство которых уже несколько десятилетий не применяет смертную казнь. Активизировался данный процесс с принятием 28 апреля 1983 г. Протокола № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни. Но ряд стран определили свое негативное отношение к смертной казни еще задолго до одобрения указанного Протокола и даже самой Конвенции, принятой 4 ноября 1950 г.. исключив применение этого наказания в судебной практике либо вообще не предусматривая ее в качестве наказания в своем законодательстве.

Очень важным этапом в развитии процесса неприятия смертной казни явилось подписание 36 государствами 3 мая 2002 г. Протокола № 13 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, который исключает применение этого наказания при любых обстоятельствах, в том числе и в военное время, и при неминуемой угрозе войны. Данный Протокол подтверждает необратимый характер демократического процесса отказа всех европейских государств от использования в качестве наказания смертной казни в любое время и при любых условиях.

Республика Беларусь не остается в стороне от этого процесса, хотя на сегодняшний день она является единственной среди европейских государств страной, не принявшей однозначного решения по данному вопросу. Отметим, что вопрос о смертной казни выносился на республиканский референдум, который был проведен в ноябре 1996 г., что в стране периодически проводятся международные конференции и семинары по данному вопросу. Серьезным шагом в продвижении по пути к решению этой проблемы явились проведенные в мае 2002 г. парламентские слушания о смертной казни, организованные Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь.

Проведение таких мероприятий произвели большой интерес к этой проблеме не только юристов но и средств массовой информации. Но еще до парламентских слушаний средствами массовой информации был проведен опрос где большинство было склонено к сохранению смертной казни. Конечно же, сторонники отмены смертной казни находятся в меньшинстве, о чем свидетельствуют и вышеуказанные слушания, в процессе которых большинство депутатов, представителей юридических ведомств  приводили  аргументы  в  пользу  сохранения  этого  наказания  в законодательстве. Противоположное мнение звучало реже и более робко. Однако тот факт, что Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь однозначно высказался в введение моратория на смертную казнь, используя при этом аргументы, находящиеся I правовой плоскости, свидетельствует о положительной динамике в продвижении решения указанной проблемы в республике.

В этой связи хотелось бы выделить внимание на правовых подходах к этой проблеме, нисколько не умаляя иные позиции, более затрагивающие политический, нравственный и религиозный ее аспекты и нередко основывающиеся на эмоциональных суждениях и оценках.

Рассматривая данную проблему с точки зрения права, следует отметить возможность принятия одного из двух решений. Либо мы изменим конституционную норму о смертной казни и официально определим ее статус наряду с другими наказаниями, что ни в коей мере. не умалит демократичности государства, либо будем следовать положению Конституции, придающему этому виду наказания не только исключительный, но и временный характер.

Основой для правового решения вопроса о смертной казни является Конституция Республики Беларусь, которая по своему содержанию соответствует всем требованиям демократического  государства.

В качестве важнейшего, основного и неотъемлемого нрава в статье 24 Конституции закреплено право каждого на жизнь. Приоритет этого права провозглашен Всеобщей декларацией прав человека и другими международно-правовыми актами.

Похожие материалы

Информация о работе