Смертная казнь. Отказ европейских государств от смертной казни. Отношение к смертной казни в РБ и на постсоветском пространстве, страница 2

         В резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 15 декабря 1989 г. утверждается, что отмена смертной казни способствует укреплению человеческого достоинства и прогрессивному развитию прав человека, а все меры по отмене смертной казни следует рассматривать как прогресс в обеспечении права на жизнь. А после этой резолюции напрашивается два вопроса: не пойдет ли серийный убийца убивать снова после освобождения,  и зачем налогоплательщикам содержать преступника если он все ровно умрет в тюрьме?

Закрепив временный и исключительный характер смертной казни. Конституция Республики Беларусь тем самым предопределила судьбу этого наказания, решение которой, по существу, лишь дело времени. Быть или не быть смертной казни в законодательстве Республики Беларусь, применять ли ее к осужденным. Принятие же конкретных мер по реализации указанного положения Конституции требует взвешенного подхода, предопределенного последовательным процессом развития законодательства, который как раз и свидетельствует об адекватном отношении государства к данному виду уголовного наказания.

Не будем вспоминать далекое прошлое, связанное с развитием белорусского законодательства о смертной казни в тесной связи с союзным законодательством, хотя и тогда было несколько попыток полной отмены смертной казни. Однако законодательные попытки отмены смертной казни (1917, 1920 и 1947), которые можно признать демократическими, все же выглядели лицемерными в тех условиях, когда государство ни в какой мере не дорожило человеческой жизнью, уничтожая физически миллионы ни в чем не виновных людей под маркой борьбы сначала с врагами революции, а затем с врагами советской власти.

В 90-е годы XX в. в республике действовал Уголовный кодекс 1960 г., статьей 22 которого допускалось применение смертной казни (в виде расстрела) в качестве исключительно! меры наказания и впредь до ее полной отмены за некоторые особо тяжкие преступления, предусмотренные в Особенной части Уголовного кодекса. В этом Кодексе смертная казнь! до 1993 г. предусматривалась в альтернативе с лишением свободы на срок до 15 лет за! совершение более 30 видов преступлений (в том числе и воинских). В 1993 г. (Закон! Республики Беларусь от 6 июля 1993 г.) смертная казнь была исключена из санкций статей, предусматривающих ответственность за хищение имущества в особо крупных размерах, получение взятки при особо отягчающих обстоятельствах, изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, совершенные в виде промысла. На это решение законодателя подтолкнули не только осознание необходимости последовательного сужения сферы применения смертной казни, но и сама практика назначения данного наказания. Фактически последние 10—15 лет оно назначалось лишь на основании санкции статьи УК, предусматривающей   ответственность   за   умышленное   убийство   при   отягчающих обстоятельствах (ст. 100 УК 1960 г.).

В марте 1994 г. принимается Конституция Республики Беларусь, в статье 24 которой зафиксировано: каждый имеет право на жизнь; государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств; смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда. Редакция данной статьи не претерпела изменений и после принятия в ноябре 1996 г. новой редакции Конституции Республики Беларусь. Характерно, что в предыдущих конституциях, как БССР, так и СССР, не нашлось места для подобной нормы, хотя международными актами и тогда право на жизнь определялось в качестве важнейшего человеческого права.

Отметим, что конституции бывших союзных республик, входивших в состав СССР, которые до недавнего времени были почти аналогичными по содержанию, определили далеко не однозначные подходы к регламентации вопросов, связанных с правом человека на жизнь и возможностью использования смертной казни в качестве уголовного наказания.

Закрепив право каждого человека на жизнь, признав его неотъемлемым правом, одни конституции допускают применение смертной казни по приговору суда, рассматривая ее как исключительную и временную меру (конституции Азербайджанской Республики, Республики Армения, Грузии, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Беларусь). Другие вообще не упоминают о смертной казни, что, по существу, означает оптимальную закрепленность права на жизнь без каких-либо ограничений (конституции Республики Узбекистан, Украины, Литовской Республики, Эстонии).