Смертная казнь. Отказ европейских государств от смертной казни. Отношение к смертной казни в РБ и на постсоветском пространстве, страница 4

Вместе с тем, общепревентивная роль смертной казни, ее сдерживающее влияние на уровень совершаемых убийств вообще не прослеживаются. Вероятно, данная роль слишком ничтожна. Об этом тоже свидетельствуют статистические данные. Например, несмотря на применение смертной казни в отношении убийц, количество умышленных убийств, совершенных при отягчающих обстоятельствах, с 1985 по 2001 г. возросло почти в 3 раза. По данным Министерства юстиции, за убийство при отягчающих обстоятельствах в Республике Беларусь были осуждены в 1985 г.— 174, в 1986 г.— 106, в 1987 г.- 61, в 1988 г.- 88, в 1999 г.- 82, в 1990 г.- 144, в 1991 г.- 153, в 1992 г.- 169, в 1993 г.- 291, в 1994 г.- 278, в 1995 г.- 345Т в 1996 г.- 411, в 1997 г.- 480, в 1998 г.- 517, в 1999 г.- 563, в 2000 г.- 450 и в 2001 г.- 474 человека.

Установление  системы наказаний и построение уголовно-правовых  санкций! находятся в компетенции специалистов. И вряд ли отвечали бы даже простой логике санкции, выстраиваемые с учетом общественного мнения. Думается, что не должно быть исключения и для смертной казни. Об этом свидетельствует тот факт, что целый ряд европейских государств, в том числе и страны СНГ, пошли на правовое решение данной' проблемы, несмотря на то, что большинство населения высказывалось против отмены смертной казни.

Обосновывая необходимость сохранения смертной казни, ее сторонники нередко ссылаются на то, что для  ее отмены в Республике Беларусь еще не создано соответствующих условий, не поясняя, какие же условия для этого требуются. Вероятно, имеется в виду состояние преступности и, в первую очередь, умышленных посягательств на жизнь человека. Однако анализ статистики, характеризующей состояние преступности, не позволяет прогнозировать существенное сокращение ее в ближайшее время, в том числе и уменьшение количества особо тяжких преступлений, сопряженных с умышленным лишением жизни при отягчающих обстоятельствах. Рассчитывать на это  - значит предаваться утопии, подобной коммунистическим лозунгам об искоренении преступности.

Если же следовать тому аргументу, что для отмены смертной казни общество (государство) должно быть достаточно сильным, то мы придем к выводу, что все наши ближайшие соседи (бывшие советские республики), почти одинаково развивающиеся после распада СССР в экономическом, политическом и идеологическом отношении, уже стали таковыми для принятия подобного решения. И лишь Республика Беларусь осталась в этом отношении слабой страной. Если же силу государства отождествлять с общественным мнением по данному вопросу, то его созревание в ближайшее время в плане отрицательного отношения к смертной казни весьма проблематично.

Представители некоторых правоприменительных структур, а также отдельные граждане высказывают мнение о том, что неприменение смертной казни существенно увеличит финансовые затраты на содержание преступников, что отрицательно отразится и на бюджете налогоплательщиков. Но ведь этот довод следует отнести прежде всего к наказанию в виде пожизненного заключения, которое является альтернативой смертной казни и которое стало более предпочтительным в судебной

практике. Если согласиться с такими доводами, то мы будем вынуждены признать вообще неправомерность введения в законодательство в 1997 г. наказания в виде пожизненного заключения и требовать его отмены. Разумеется, решать финансовые проблемы содержания заключенных гораздо проще посредством их расстрела. Однако вряд ли цивилизованное демократическое государство может пойти по такому пути.

Как признают сами практические работники, постепенное сокращение удельного веса смертной казни в общей системе назначаемых наказаний является ни чем иным, как движением в сторону моратория на ее применение. По данным статистики, в 2000г. к пожизненному заключению осуждено 18. к лишению свободы на срок свыше 15 до 25 лет — 229, к смертной казни — 4 человека; в 2001 г. соответственно — 11, 185 и 7 человек; в 2002г. соответственно— 21, 248 и 4 человека. При этом следует иметь в виду, что сокращение объема применения смертной казни в последние годы отрицательно не сказалось на динамике убийств и других особо тяжких преступлений.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что и при отмене смертной казни действующее уголовное законодательство будет располагать достаточными средствами защиты прав граждан, борьбы с преступностью, в том числе и с посягательствами на жизнь при отягчающих обстоятельствах.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П. О. СУХОГО

Факультет автоматизированных и информационных систем

РЕФЕРАТ

 по дисциплине «Основы права»

на тему: «Смертная казнь»

Исполнитель: студент гр. ЭП-41

Руководитель: преподаватель                           

Гомель 2006