Социальное государство.
Социальные обязательства государства как атрибут современного общества. Социальное государство.
Во все времена и во всех странах местные власти сталкиваются с одной и той же проблемой — как согласовать свои (всегда ограниченные) финансовые и административные ресурсы с необъятным числом конкретных дел, не дающих немедленной финансовой «отдачи» и, по определению, не имеющих окончательного и взаимоудовлетворяющего решения. Это — все относящееся к так называемой социальной сфере — социальная защита неимущих, муниципальное жилье, благоустройство и т. п. В России социальные функции местных властей шире, чем во многих других странах мира, а финансовые ресурсы на реализацию этих функций? минимальны. Но почему это получилось? Как сформировался и чем поддерживается перечень заведомо невыгодных обязанностей местных властей и местного «соцкультбыта»? Что лежит в основе их действий, — жизненно необходимых местно ориентированных и почти всегда не обеспеченных необходимым объемом ресурсов? Традиция? Неумение отстаивать свои интересы и рационально исполнять свои функции?
. Эту сущность, прежде всего, усматриваем в феномене бесспорных социальных обязательств государства перед обществом и распределения государством функций установления, организации и исполнения таких обязательств между федеральным, региональными и местными уровнями власти и управления.
Определяем социальные обязательства государства как конституционно или законодательно зафиксированную совокупность социальных гарантий, прав и благ, которые государство, и только оно, обязуется сделать доступными для своих граждан, причем для определенной части граждан и по определенному кругу социальных благ гарантирует их бесплатность), есть предоставление за счет общественных, чаще всего, бюджетных ресурсов или внебюджетных фондов). Под социальными благами в данном случае понимаются организационное, материальное и финансовое обеспечение социальных гарантий (например, в части назначения пенсий всех видов) и социальных прав (например, на жилище, на образование, на здравоохранение, на защиту материнства и детства и др.), а также финансирование предоставления различных социальных услуг, предоставление субсидий, льгот и дотаций социального назначения, наконец, оплата труда занятых выполнением социально значимых работ.
Все, что делают в социальной сфере федеральные министерства, ведомства и службы, региональные администрации и правительства, муниципальные администрации, федеральные, региональные и муниципальные учреждения, организации и службы социального профиля менее всего есть самодеятельность или благотворительность. Это — работа по исполнению социальных обязательств государства. Здесь возможны небольшие изменения и дополнения (на региональном и, — редко, — на местном или на отраслевом уровне), но суть остается все той же — выполняется то, что обещало гражданам государство. Уже поэтому становится сомнительной абсолютизация отделенности от государственного управления муниципального звена общественного устройства, где преимущественно и происходит исполнение социальных обязательств государства.
Каждое государство — демократическое и тоталитарное, светское и государственно-религиозное, унитарное и федеративное, республиканское и монархическое — возлагает на себя бремя социальных обязательств, а на общегосударственные, региональные, местные органы и организации, на работодателей и на самих граждан — бремя по исполнению этих обязательств.
Принято считать, что чем более демократично государство и чем более индивидуально-самостоятельны его граждане, тем меньше социальные обязательства государства (пример от противного — фашистская Германия с ее, не имеющей аналогов системой социальной опеки над каждым подданным). На самом же деле политическое устройство каждой страны корректирует не столько масштабы и уровень материально-финансового воплощения социальных обязательств государства, сколько его формы и методы. Можно утверждать, что в демократическом и, главное, в экономически состоятельном обществе государство не снижает широту своих социальных обязательств, но меньше навязывает их человеку; а сам потенциальный потребитель становится менее зависимым от государства в их реализации (типичный пример — негосударственное пенсионное обеспечение при установленных государством обязательствах по поддержке пожилых людей).
Таковы, например, накладываемые на родителей обязательства по воспитанию детей и обязательному образованию, обязательства граждан (в ряде стран) трудиться, заботиться о собственном здоровье и др.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.