Отметим, что существует немалый смысловой разрыв между декларируемым и жизненно ощущаемым определением «социальное государство». В большинстве случаев люди считают «социальным» не то государство, которое взяло на себя множество социальных обязательств, а то, где взятые обязательства выполняются повсеместно и результативно), ти учатся, пожилые живут долго и достойно, безработица компенсируется пособиями и т. п.). Но это, повторим, жизненно-смысловая оценка, а по существу «социальным», по нашему мнению, может считаться государство, конституция и законы которого содержат такие социальные обязательствам механизмы их исполнения и такие финансово-материальные ресурсы, совокупность которых соответствует представлениям большинства населения этого государства о социальной справедливости. Если, по мнению хотя бы половины населения ФРГ, общество «идет по пути социальной справедливости и социальной защищенности», то речь вполне может идти о социальном государстве. Если в России подавляющая часть населения не усматривает никаких признаков «социальной справедливости», и, главное, «защищенности», то, вероятно, речь может идти или о том, что неверны исходные представления людей о социальном государстве, либо о том, что такое самоназвание преждевременно. Мы уже называли статус «социального государства» конституционной «самооценкой». Видимо, такую оценку может сделать только население, и ее (оценку) должны в равной степени определять и конкретные усилия государства по выполнению своих социальных обязательств, и формирование в обществе массовых представлений о «социальной справедливости», адекватных этому обществу, избранному им пути развития и объему имеющихся для этого ресурсов.
Конституции многих государств, особенно тех, которые закрепили статус «социальных», содержат весьма обширные перечни социальных обязательств, причем каждая страна расставляет по этому поводу свои приоритеты.
Весьма широк перечень государственных социальных обязательств в Конституции Российской Федерации, где в ст. 7 декларируется статус «социального государства» и цель его политики — «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В части 2 этой статьи дается укрупненный перечень социальных обязательств государства («охраняется труд и здоровье людей, устанавливается минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты»), а в главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» этот укрупненный перечень многократно дробится и конкретизируется. Нельзя не отметить, что подобного массива и перечня социальных обязательств государства нет ни в одной из известных нам Конституций других стран (единственный аналог — СССР). Что затем происходит с этими обязательствами, как они становятся прямым делом разных уровней власти и управления и, в первую очередь, муниципального — рассматривается немного позже.
При относительно стандартном перечне видов (групп) социальных обязательств различных государств, предметное содержание этих обязательств весьма разнообразно. Так, при достаточно распространенном обязательстве по поводу пенсионного обеспечения практически нельзя найти хотя бы две страны с абсолютно одинаковым пенсионным правом, аналогичными институтами пенсионного обеспечения и, тем более, с одинаковым порядком исчисления, назначения и выплаты пенсий.
Характерным примером из новейшей российской практики может служить та часть социальных обязательств государства, которая формирует массив социальных льгот. Только федеральное законодательство установило сотни таких льгот, и по поводу каждой из них есть свое законодательное основание, свои ведомственные инструкции и т. д. По самой приблизительной оценке общее число предметных разновидностей социальных обязательств государства, которые обращены к конкретной категории получателей социальных благ, превышает тысячу наименований, причем более 80 % этого числа осуществляется исключительно по месту жительства, то есть является предметом деятельности региональных и местных органов или территориальных подразделений федеральных органов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.