Следует учесть также наличие косвенных (сопряженных) социальных обязательств государства. Так, государство, например, устанавливает правила социального обеспечения военнослужащих и членов их семей. Но вслед за этим появляется необходимость в дополнительном развертывании отдельных сопряженных сюжетов, в том числе о строительстве и распределении жилья для военных, о специальных жилищных сертификатах, о жилом фонде закрываемых «военных городков» и т. п.
Наконец, дополнительные государственные социальные обязательства возникают в результате присоединения к разного рода международным соглашениям, конвенциям и т. п. актам (пример такого акта — Конвенция ООН о правах ребенка). Это еще один, особый, мало исследованный, по сути, и, главное, по последствиям повод для формирования обширного поля правовых регламентации появления, организации и исполнения государственных социальных обязательств.
При текстовой сжатости соответствующих норм конституционного права, которое, в основном, регламентирует только общие принципы и виды социальных обязательств государства, развернутость соответствующего законодательства, а тем более подзаконных актов — впечатляет. И это вполне объяснимо. Ведь, во-первых, исполнителя конкретного социального обязательства государства и потребителя конкретных социальных благ меньше всего волнует конституционная декларация о наличии того или иного права. Для них важен подробнейший нормативный регламент представления, оплаты, формы получения конкретной услуги, а также детальное и не допускающее вольных толкований перечисление требований к получателю этой услуги (возраст, доход, состояние здоровья, заслуги и другие жизненные обстоятельства). Здесь мало даже закона прямого действия, и во многих странах их расшифровывают и конкретизируют подзаконные акты и ведомственные (отраслевые) инструкции. И это, подчеркнем, не бюрократические «игры», а необходимость, определяемая самим существом субъектно-объектных отношений по поводу исполнения социальных обязательств государства, и их предметом.
Вторым обстоятельством, определяющем развернутость специального законодательства и подзаконных актов по рассматриваемому вопросу является то, что все они в той или иной степени связаны с использованием общественных ресурсов, средств федерального, региональных и местных бюджетов и внебюджетных фондов. Во всем мире это наиболее контролируемый, наиболее подотчетный и государственно защищаемый от незаконных посягательств вид финансовых средств. Здесь допустимо все делать строго по закону, по регламенту, по инструкции.
В развитых странах почти треть общегосударственных законов, около половины всех нормативных актов регионов (при федеративном устройстве государства) и до 70 % нормативных актов местного уровня регламентируют организацию и исполнение социальных обязательств государства.
Институт рассматриваемых обязательств многофункционален; он включает несколько качественно различных блоков управленческих действий и более сотни — конкретно исполнительских.
Функции установления социальных обязательств государства принято соотносить с деятельностью законодательных органов федерации и ее субъектов, которые, и формируют правовой каркас социальной политики государства. Однако, при всей значимости именно законодательной стадии, основная подготовительная часть работы (обоснование, проекты, лоббирование) осуществляется органами исполнительной власти, их профильными подразделениями и учреждениями. На высшем (федеральном) уровне весьма заметна роль парламентских фракций, за которыми часто стоят не только интересы избирателей), о было бы естественно в связи с явными социальными последствиями принимаемых решений), но и политики в самом широком смысле этого слова.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.