2. Выбор электродвигателя и кинематический расчёт.
2.1 Расчётная потребная мощность P1 на входном валу редуктора.
P1
= 7,19
Общий к.п.д. для одноступенчатого цилиндрического редуктора равен
где 1 = 0,98 –
к.п.д. пары зубчатых колёс
2 = 0,97 – к.п.д. одной
пары подшипников
3 = 0,99 – к.п.д. одной
пары муфт
=
0,98*0,972 *0,99 = 0,91
При выборе мощности электродвигателя должно соблюдаться условие
Рн Р1
7,5 > 7,19
2.2 По заданному числу полюсов находим синхронную частоту вращения nc и зная Рн определяем тип двигателя, величину скольжения S% и диаметр вала двигателя dдв.
Тип двигателя - 4A132SM4УЗ
Синхронная частота вращения - nc = 1500
Величина скольжения - S% = 3%
Диаметр
вала двигателя - dдв. = 38
Далее находим частоту вращения вала двигателя.
n1
= nc =
1455 мин-1
2.3 Определяем передаточное число редуктора.
ư = 3,93
и округляем его до ближайшего стандартного из ряда Ra20
ư ≈ 4,0
2.4 По известным значениям частот вращения n1 и n2 , числу u определяем крутящие моменты T1 и T2
Т1 = 49,23
Т2 = Т1** u = 49,23*0,91*4 = 179,2
3. Обоснование применения материалов, термообработки и допускаемых напряжений.
3.1 Выбираем твёрдость шестерни H1 и колеса H2 из таблицы 2.
H1 = 300HB
H2 = 250HB
Марка стали – 40. Термообработка – нормализация, улучшение.
3.2 Определяем расчётную твёрдость шестерни и колеса.
Н1 =
Н2 =
Определяем пределы контактной выносливости
для шестерни
для
колеса
пределы изгибной прочности
для шестерни
для колеса
3.3 Определяем коэффициенты долговечности КHL и КFL шестерни и колеса при контактных и изгибающих напряжениях.
(NHO)1 = 2,2*107 = 22000000
(NHO)2 = 1,8*107 = 18000000
где NHO базовое число нагружений.
(NHE)1 = 60*n1*Lh(k3max*lmax+k31*l1+k32*l2) = 60*1455*16000(1,83*0,05+13*0,6+0,53*0,35) = 1306496880
(NHE)2 = 60*370*16000(1,83*0,05+13*0,6+0,53*0,35) = 332236320
где NHE эквивалентное (расчётное) число циклов нагружения.
Lh срок службы редуктора
l относительная продолжительность нагрузки
k коэффициент по гистограмме
KHL1 =
KHL2 =
Так как (NHE)1,2 > (NHO)1,2 то KHL = 1 по условию.
(NFO)1 = (NFO)2 = 4*106
где NFO коэффициент долговечности на контактную выносливость.
(NFE)1 = 60* n1*Lh(k6max*lmax+k61*l1+k62*l2) = 60*1455*16000(1,86*0,05+16*0,6+0,56*0,35) = 3221132474
(NFE)2 = 60*370*16000(1,83*0,05+13*0,6+0,53*0,35) = 819119598,2
где NFE эквивалентное число циклов нагружений.
KFL1 =
KFL2 =
где KFL коэффициент долговечности при изгибе и равен 1 - по условию.
3.4 Определяем допускаемые контактные напряжения шестерни и колеса.
где SH – коэффициент безопасности.
За
расчётное допустимое контактное напряжение принимаем для косозубых передач
= 0,45(
+
) ≤
1,23
= 0,45(590,9+500) ≤ 1,23*500
= 490,905 < 650
= 491
Аналогично определяем допускаемые изгибные напряжения шестерни и колеса.
=
=
где SF - коэффициент безопасности.
<
246,9 < 298,3
4.1 Расчёт начинаем с выбора коэффициента ширины колеса относительно межосевого расстояния.
для
косозубых колёс принимаем
= 0,32
Затем,
зная определяем
коэффициент ширины шестерни относительно диаметра и округляем его в большую
сторону.
4.2 Из условия обеспечения контактной выносливости поверхности зубьев определяем предварительное значение межосевого расстояния.
где
Ка = 430 КHβ = 1,03
КFβ = 1,08
Полученное значение округляем в большую сторону из ряда Ra.
= 115
4.3
Далее определяем
предварительную рабочую ширину зубчатого венца колеса
и округляем в большую сторону из ряда Ra
= 38
4.4 Определяем расчётный модуль зацепления m.
m = (0,01÷0,02)
m = 0,02*115 = 2,3
из ряда стандартных значений принимаем
m = 2,5
4.5 Назначаем угол наклона зубьев β
для косозубых передач β = 8°÷18°
β = 15°
4.6 Определяем число зубьев шестерни и колеса
для косозубых колёс Zmin = 17cos3β
Z1
=
Z1
=
Зная Z1 находим Z2 = Z1*u = 17,77*4 = 71,08
Полученные значения Z 1 и Z2 округляем в большую сторону до целых чисел и уточняем передаточное отношение.
Z1 = 18; Z2 = 71
тогда
δ =
δ = -1,5
< 4%
4.7 Уточняем также значения
cosβ = 0,96739
β = arccos (cosβ) = arccos 0,96739 = 14,67°
4.8 На основании полученных данных рассчитываем основные размеры шестерни и колеса.
d1 =
d2 =
Далее проверяем межосевое расстояние.
=
диаметры вершин зубьев
dа1 = d1+2m
dа1 = 46,52+2*2,5 = 51,52
dа2 = d2+2m
dа2 = 183,48+2*2,5 = 188,48
диаметры впадин зубьев
df1 = d1 – 2,5m
df1 = 46,52 – 2,5*2,5 = 40,27
df2 = d2 – 2,5m
df2 = 183,48 – 2,5*2,5 = 177,23
Ширина колеса
b2 = *
= 0,32*115 = 36,8
ширина шестерни
b1 = b2+5 = 36,8+5 = 41,8
5. Проверочный расчёт цилиндрической зубчатой передачи.
5.1 Расчёт начинаем с определения сил действующих в зацеплении шестерни и колеса редуктора.
5.1.1 Окружная сила
Ft =
Ft = 2116,5 ≠1953,3
5.1.2 Радиальная сила
Fr = Ft
где
= 20° - делительный угол исходного
контура.
5.1.3 Осевая сила (для косозубых передач)
Fa = Ft *= 1953,3*
=
511
5.1.4 Окружная скорость зацепления
Далее,
зная выбираем
степень точности по норме плавности (табл.5)
Степень точности – 9
5.2 Определяем действительное контактное напряжение колеса.
=
≤ 1,05
где ZM – коэффициент, учитывающий механические свойства материалов зубчатых колёс, для стальных колёс ≈ 275
ZH = - коэффициент, учитывающий форму
сопрягаемых поверхностей.
ZH =
ZE = - коэффициент, учитывающий суммарную
длину контактных линий, для косозубых колёс.
- коэффициент торцевого перекрытия
ZE =
KH =KHβ*KHα*KHV – коэффициент нагрузки
KHβ = 1,03
KHα = 1,16 ; KFα = 1,35 - из таблицы 6
KHV = 1,05 ; KFV = 1,3 - из таблицы 7
KH = 1,03*1,16*1,05 = 1,25
=
505,77 <
5.3 Определяем действительное напряжение на изгиб для косозубых колёс.
=
где KF = KFβ* KFα* KFV - коэффициент нагрузки
Yβ = - коэффициент, учитывающий повышение
изгибной прочности.
Yβ =
YF – коэффициент формы зуба, зависящий от эквивалентного числа зубьев.
ZV =
YF = 3,61
KF = 1,08*1,35*1,3 = 1,8954
=
<
246,9
6. Проектный расчёт валов редуктора
6.1 Сталь
40 = 15÷20
Определяем диаметр хвостовика ведущего вала dв1, который соединяется через муфту с валом электродвигателя dдв:
Аналогично
Полученные результаты округляем до ближайших стандартных значений по ряду Ra40
dв1
= 24 dв2 = 40
Для удобства сборки и разборки насаживаемых на валы деталей диаметры остальных участков этих валов выполняются ступенчатыми.(см. рис. вала)
6.2 Диаметры валов под уплотнения
dm1 = dв1+5=24+5=29
dm2 = dв2+5=40+5=45
Диаметры валов под подшипники
dп1 =
dm1+5=29+5=34
dп2
= dm2+5=45+5=50
а затем округляем полученные значения в большую сторону до стандартного значения .
dп1 =
35
dп2
= 50
Для косозубых колёс можно применять радиально-упорные шариковые однорядные подшипники.
Ориентируясь
на среднюю серию подшипников для ведущего вала и лёгкую серию для ведомого вала
с учётом величин dп1 и dп2 из таблиц предварительно находим нужные подшипники и
выписываем их ширину В ()
и диаметр Д (
).
Для ведущего вала
Средняя серия - 307 радиально-упорный шариковый однорядный подшипник
dп1 = 35; Д=80
; В=21
; α=26° ; грузоподъёмность С=42,6
Для ведомого вала
Лёгкая серия - 210 радиально-упорный шариковый однорядный подшипник
dп2
= 50;
Д=90
;
В=20
;
α=12° ; грузоподъёмность С=43,2
Диаметры валов под зубчатыми колёсами:
dк1
= dп1+5=35+5=40
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.