dк2 = dп2+5=50+5=55
6.3 Шестерня за одно целое с валом, так как минимальное расстояние х от впадины зуба до шпоночного паза
<
при этом t2 выбирается предварительно из таблицы 8 при заданном dк1
-3,165<6,46
6.4 Зубчатые цилиндрические колёса состоят из обода толщиной
δ0 = (2,5÷4)m = 4*2,5=10
ступицы насаживаемой на вал диаметр которой
dст2 = 1,6*dк2 = 1,6*55=88
и длиной
lст2 = (1,2÷1,5) dк2 ≥ b2
lст2 = 1,2*55 = 66 > 36,8
диска, соединяющего обод со ступицей, толщиной
С2 = 0,3b2 = 0,3*36,8=11
7. Проверочный расчёт валов.
Расчетные схемы нагружения валов представлены на рис.8, где расстояния между опорами и прилагаемыми силами а1 и а2 взяты из рис. на миллиметровке, а величины сил из раздела 5.
Расчёты ведём в трёхмерной системе координат YOX и XOZ, при этом валы нагружаются внешними силами действующими симметрично относительно опор А – В и С – Д
Ведущий вал
7.1 Определяем реакции опор YA и YB в вертикальной плоскости YOZ для чего составляем уравнения изгибающих моментов относительно этих опор.
Определяем реакции опор Xа и Хв в горизонтальной плоскости XOZ
XA =XВ =0,5*Ft = 0,5*1953,3=976,65
Для проверки правильности определения реакций составляем уравнение проекций сил на оси Y и X, т.е.
YA +YВ – Fr = 0
246,54+488,36 – 734,9 = 0
ХА+ХВ – Ft = 0
976,65+976,65 – 1953,3 = 0
0,5* Ft+0,5* Ft - Ft = 0
0,5*1953,3+0,5*1953,3 – 1953,3 = 0
7.2 Строим эпюры изгибающих моментов характерных сечений (точках А,Е и В) в плоскости YOZ
МА = МВ = 0; МлевЕ = YA*a1 = 246,54*0,04915 = 12,12
МправЕ = YВ*a1 = 488,36*0,04915 = 24
Т.к. YВ > YA , то МправЕ = МY max = 24
Теперь в плоскости XOZ
МА = МВ = 0; МлевЕ = XA*a1 = МправЕ = XB*a1 = МX max = 48
Крутящий момент Т1 определён ранее, поэтому в выбранном масштабе стоим эпюры изгибающих и крутящего моментов.
T1 = 49,23
7.3 Из эпюры следует, что у ведущего вала есть опасное сечение Е, поэтому необходимо определить коэффициент запаса выносливости для этого сечения. При совместном действии напряжений изгиба и кручения
- коэффициент запаса по изгибу
- коэффициент запаса по кручению
- предел выносливости при изгибе для углеродистых сталей – улучшение
(значения брать из таблицы 3)
- предел выносливости при кручении
- постоянная составляющая симметричного цикла напряжений изгиба
- постоянная составляющая отнулевого цикла напряжений кручения
- амплитуда переменной составляющей симметричного цикла напряжений изгиба
где - суммарный изгибающий момент
- амплитуда переменной составляющей отнулевого цикла напряжений кручения
- коэффициенты влияния постоянной составляющей цикла напряжений (табл. 9)
kd = 0,82 – масштабный коэффициент для напряжений кручения и изгиба (табл. 10) – углеродистая сталь
kF = 1 – коэффициент шероховатости (шлифование)
- коэффициенты концентрации напряжений при изгибе и кручении (табл. 11)
>
16 > 1,5
7.4 Проводим проверку статической прочности в целях предупреждения пластических деформаций и разрушений в опасном сечении Е
где
- предельное допустимое напряжение (значение берём из табл. 3)
10,5 < 320
Ведомый вал
7.5 Определяем реакции опор YC и YD в вертикальной плоскости YOZ, для чего составляем уравнения изгибающих моментов относительно этих опор
Знак “ - ” т.к. d2 >> d1; a1 ≈ a2
Определяем реакции опор Xc и ХD в горизонтальной плоскости XOZ
XC =XD =0,5*Ft = 0,5*1953,3=976,65
Для проверки правильности определения реакций составляем уравнение проекций сил на оси Y и X, т.е.
YC +YD – Fr = 0
– 19,98+754,88 – 734,9 = 0
ХC+ХD – Ft = 0
976,65+976,65 – 1953,3 = 0
0,5* Ft+0,5* Ft - Ft = 0
0,5*1953,3+0,5*1953,3 – 1953,3 = 0
7.6 Строим эпюры изгибающих моментов характерных сечений (точках C,Е′ и Д) в плоскости YOZ
МС = МВ = 0; МлевЕ = YС*a2 = - 19,98*0,0605 = - 1,21
МправЕ = YD*a2 = 754,88*0,0605 = 45,67
Т.к. YD > YC , то МправЕ = МY max = 45,67
Теперь в плоскости XOZ
МC = МD = 0; МлевЕ′ = XC*a2 = МправЕ′ = XD*a2 = МX max = 976,65*0,0605 = 59,09
Крутящий момент Т2 определён ранее, поэтому в выбранном масштабе стоим эпюры изгибающих и крутящего моментов.
T2 = 179,2
7.7 Далее определяем коэффициент запаса выносливости S и эквивалентное напряжение используя значение dk2
(значения брать из таблицы 3)
(значение t1 выбирается предварительно в случае насадного колеса из табл.8)
где
kd = 0,7 легированная сталь
kF = 1
>
13,6 > 1,5
7.8 Проводим проверку статической прочности в целях предупреждения пластических деформаций и разрушений в опасном сечении Е
где
14,65 < 320
8 Проверочный расчёт подшипников.
Ведущий вал
V – коэффициент вращения, зависящий от того, какое кольцо подшипника вращается (если внутреннее то V = 1)
- коэффициент безопасности, учитывающий характер нагрузки = 1,3÷1,5 – умеренные толчки
kT – температурный коэффициент = 1 (табл.12)
kн = - коэффициент нагрузки
Находим суммарную радиальную реакцию (нагрузку) в опорах А или В
Далее выбираем максимально нагруженную опору по которой и ведётся дальнейший расчёт.
< е = 0,68
X = 1; Y = 0
Эквивалентная нагрузка
Определяем расчётную долговечность подшипника
где С – грузоподъёмность подшипника = 42,6
Ведомый вал
V = 1
= 1,4
kT = 1
kн = 0,978
Находим суммарную радиальную реакцию (нагрузку) в опорах С или Д
Далее выбираем максимально нагруженную опору по которой и ведётся дальнейший расчёт.
< е = 0,54
X = 1; Y = 0
Эквивалентная нагрузка
Определяем расчётную долговечность подшипника
где С – грузоподъёмность подшипника = 43,2
9 Подбор муфт
Рекомендуется на хвостовике ведущего вала y1 устанавливать комбинированную муфту для соединения вала электродвигателя с ведущим валом редуктора. Такая муфта состоит из предохранительной – многодисковой фрикционной – на валу электродвигателя и на ведущий вал – полумуфту упругую втулочно-пальцевую (МУВП). На хвостовик ведомого вала – полумуфту МУВП.
Типоразмер муфты выбираем по величине расчётного крутящего момента Тр и диаметру вала dв1 и dв2
Tp1 = k*T1 ≤
где k – коэффициент эксплуатации привода (табл. 14)
k = 1,5 переменная нагрузка с колебаниями до 150%
Tp1 = 1,5*49,23 = 73,845
Tp2 = 1,5*179,2 = 268,8
dв1 = 24
dв2 = 40
9.2 После выбора муфт записываем их условное обозначение.
Для ведущего вала – МУВП =125 ; dм = 25; Дм = 120
L = 89;l1 = 42
МУВП 125 – 25 – 1 – 2
Для ведомого вала - = 350; dм = 40; Дм = 140
L = 169; l2 = 82
МУВП 350 – 40 – 1 – 2
Далее определяем длину хвостовика.
y1 = l1+2=42+2 = 44
y2 = l2+2=82+2 = 84
10 Подбор шпонок
10.1 Для передачи крутящих моментов с муфт на хвостовики и с валов на зубчатые колёса применяют призматические шпонки.
Их выбирают в зависимости от диаметров dв1 и dв2 и dk2
Для хвостовиков длину шпонок принимаем
lш = y1,2 – 10
lш1 = 44 – 10 = 34
lш2 = 84 – 10 = 74
Длину шпонок под зубчатые колёса принимаем
lшк = lст2 – (5 ÷10) = 66 – 10 = 56
Выбранные размеры берутся из ряда стандартных
lш1 = 32
lш2 = 70
lшк = 50
10.2 Из условия смятия определяем расчётную длину шпонок для хвостовиков
где
- ширина шпонки
h – высота шпонки
- допускаемое напряжение смятия (для стали 120)
24 > 9,77
58 > 18,7
Далее определяем расчётную длину шпонок под зубчатое колесо.
36 > 12,07
11. Выбор смачных материалов.
Выбираем картерное смазывание
Кинематическая вязкость масла для смазывания зубчатых колёс при 50°С
28*10-6
Выбираем тип масла
Индустриальное И – 30А
Объём масляной ванны Vсм определяем из расчёта 0,25масла на 1передаваемой мощности.
Vсм = 0,25*7,19 = 1,8
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.