Выбор электродвигателя и кинематический расчёт. Обоснование применения материалов, термообработки и допускаемых напряжений. Проверочный расчёт цилиндрической зубчатой передачи, страница 2

dк2 = dп2+5=50+5=55

6.3  Шестерня за одно целое с валом, так как минимальное расстояние х от впадины зуба до шпоночного паза

<

при этом t2 выбирается предварительно из таблицы 8 при заданном dк1

-3,165<6,46

6.4  Зубчатые цилиндрические колёса состоят из обода толщиной

δ0 = (2,5÷4)m = 4*2,5=10

ступицы насаживаемой на вал диаметр которой

dст2 = 1,6*dк2 = 1,6*55=88

и длиной

lст2 = (1,2÷1,5) dк2 ≥ b2

lст2 = 1,2*55 = 66 > 36,8

диска, соединяющего обод со ступицей, толщиной

С2 = 0,3b2 = 0,3*36,8=11

7.  Проверочный расчёт валов.

Расчетные схемы нагружения валов представлены на рис.8, где расстояния между опорами и прилагаемыми силами а1 и а2 взяты из рис. на миллиметровке, а величины сил из раздела 5.

Расчёты ведём в трёхмерной системе координат YOX и XOZ, при этом валы нагружаются внешними силами действующими симметрично относительно опор  А – В и С – Д


Ведущий вал

7.1  Определяем реакции опор YA и YB в вертикальной плоскости YOZ для чего составляем уравнения изгибающих моментов относительно этих опор.

                

                       

              

                        

Определяем реакции опор Xа и Хв в горизонтальной плоскости XOZ

                XA =XВ =0,5*Ft = 0,5*1953,3=976,65

Для проверки правильности определения реакций составляем уравнение проекций сил на оси Y и X, т.е.

YA +YВ – Fr = 0

246,54+488,36 – 734,9 = 0

ХАВ – Ft = 0

976,65+976,65 – 1953,3 = 0

0,5* Ft+0,5* Ft - Ft = 0

0,5*1953,3+0,5*1953,3 – 1953,3 = 0

7.2   Строим эпюры изгибающих моментов характерных сечений (точках А,Е и В) в плоскости YOZ

МА = МВ = 0;  МлевЕ = YA*a1 = 246,54*0,04915 = 12,12

                       МправЕ = YВ*a1 = 488,36*0,04915 = 24

Т.к. YВ > YA    , то  МправЕ = МY max = 24

Теперь в плоскости XOZ

МА = МВ = 0;   МлевЕ = XA*a1 = МправЕ = XB*a1 = МX max = 48

Крутящий момент Т1 определён ранее, поэтому в выбранном масштабе стоим эпюры изгибающих и крутящего моментов.

T1 = 49,23

7.3  Из эпюры следует, что у ведущего вала есть опасное сечение Е, поэтому необходимо определить коэффициент запаса выносливости для этого сечения. При совместном действии напряжений изгиба и кручения

 - коэффициент запаса по изгибу

 - коэффициент запаса по кручению

 - предел выносливости при изгибе для углеродистых сталей – улучшение

(значения  брать из таблицы 3)

 - предел выносливости при кручении

 - постоянная составляющая симметричного цикла напряжений изгиба

 - постоянная составляющая отнулевого цикла напряжений кручения 

 - амплитуда переменной составляющей симметричного цикла напряжений изгиба

где  - суммарный изгибающий момент

 - амплитуда переменной составляющей отнулевого цикла напряжений кручения 

 - коэффициенты влияния постоянной составляющей цикла напряжений (табл. 9)

kd = 0,82 – масштабный коэффициент для напряжений кручения и изгиба (табл. 10) – углеродистая сталь

kF = 1 – коэффициент шероховатости (шлифование)

 - коэффициенты концентрации напряжений при изгибе и кручении (табл. 11)

 >

16 > 1,5

7.4  Проводим проверку статической прочности в целях предупреждения пластических деформаций и разрушений в опасном сечении Е

где

 - предельное допустимое напряжение (значение берём из табл. 3)

10,5 < 320

Ведомый вал

7.5  Определяем реакции опор YC и YD в вертикальной плоскости YOZ, для чего составляем уравнения изгибающих моментов относительно этих опор

                

                       

              

                        

Знак “ - ” т.к. d2 >> d1; a1 ≈ a2

Определяем реакции опор Xc и ХD в горизонтальной плоскости XOZ

                XC =XD =0,5*Ft = 0,5*1953,3=976,65

Для проверки правильности определения реакций составляем уравнение проекций сил на оси Y и X, т.е.

YC +YD – Fr = 0

– 19,98+754,88 – 734,9 = 0

ХCD – Ft = 0

976,65+976,65 – 1953,3 = 0

0,5* Ft+0,5* Ft - Ft = 0

0,5*1953,3+0,5*1953,3 – 1953,3 = 0

7.6   Строим эпюры изгибающих моментов характерных сечений (точках C,Е′ и Д) в плоскости YOZ

МС = МВ = 0;  МлевЕ = YС*a2 = - 19,98*0,0605 = - 1,21

                       МправЕ = YD*a2 = 754,88*0,0605 = 45,67

Т.к. YD > YC    , то  МправЕ = МY max = 45,67

Теперь в плоскости XOZ

МC = МD = 0;   МлевЕ′ = XC*a2 = МправЕ′ = XD*a2 = МX max = 976,65*0,0605 = 59,09

Крутящий момент Т2 определён ранее, поэтому в выбранном масштабе стоим эпюры изгибающих и крутящего моментов.

T2 = 179,2

7.7  Далее определяем коэффициент запаса выносливости S и эквивалентное напряжение  используя значение dk2

 

(значения  брать из таблицы 3)

 

 

(значение t1 выбирается предварительно в случае насадного колеса из табл.8) 

 

где  

  

kd = 0,7 легированная сталь

kF = 1

 

 >

13,6 > 1,5

7.8  Проводим проверку статической прочности в целях предупреждения пластических деформаций и разрушений в опасном сечении Е

где

14,65 < 320

8  Проверочный расчёт подшипников.

Ведущий вал

V – коэффициент вращения, зависящий от того, какое кольцо подшипника вращается (если внутреннее то V = 1)

 - коэффициент безопасности, учитывающий характер нагрузки = 1,3÷1,5 – умеренные толчки

kT – температурный коэффициент = 1 (табл.12)

kн = - коэффициент нагрузки

Находим суммарную радиальную реакцию (нагрузку) в опорах А или В

Далее выбираем максимально нагруженную опору по которой и ведётся дальнейший расчёт.

< е = 0,68

X = 1; Y = 0

Эквивалентная нагрузка

Определяем расчётную долговечность подшипника

где С – грузоподъёмность подшипника = 42,6

Ведомый вал

 V = 1

= 1,4

kT = 1

kн = 0,978

Находим суммарную радиальную реакцию (нагрузку) в опорах С или Д

Далее выбираем максимально нагруженную опору по которой и ведётся дальнейший расчёт.

< е = 0,54

X = 1; Y = 0

Эквивалентная нагрузка

Определяем расчётную долговечность подшипника

где С – грузоподъёмность подшипника = 43,2

9  Подбор муфт

Рекомендуется на хвостовике ведущего вала y1 устанавливать комбинированную муфту для соединения вала электродвигателя с ведущим валом редуктора. Такая муфта состоит из предохранительной – многодисковой фрикционной – на валу электродвигателя и на ведущий вал – полумуфту упругую втулочно-пальцевую (МУВП). На хвостовик ведомого вала – полумуфту МУВП.

Типоразмер муфты выбираем по величине расчётного крутящего момента Тр и диаметру вала dв1 и dв2

Tp1 = k*T1

где k – коэффициент эксплуатации привода (табл. 14)

k = 1,5 переменная нагрузка с колебаниями до 150%

Tp1 = 1,5*49,23 = 73,845

Tp2 = 1,5*179,2 = 268,8

dв1 = 24

dв2 = 40

9.2  После выбора муфт записываем их условное обозначение.

Для ведущего вала – МУВП =125 ; dм = 25; Дм = 120

L = 89;l1 = 42

МУВП 125 – 25 – 1 – 2

Для ведомого вала -  = 350; dм = 40; Дм = 140

L = 169; l2 = 82

МУВП 350 – 40 – 1 – 2

Далее определяем длину хвостовика.

y1 = l1+2=42+2 = 44

y2 = l2+2=82+2 = 84

10 Подбор шпонок

10.1  Для передачи крутящих моментов с муфт на хвостовики и с валов на зубчатые колёса применяют призматические шпонки.

Их выбирают в зависимости от диаметров dв1 и dв2 и dk2

Для хвостовиков длину шпонок принимаем

lш = y1,2 – 10

lш1 = 44 – 10 = 34

lш2 = 84 – 10 = 74

Длину шпонок под зубчатые колёса принимаем

lшк = lст2 – (5 ÷10) = 66 – 10 = 56

Выбранные размеры берутся из ряда стандартных

lш1 = 32

lш2 = 70

lшк = 50

10.2  Из условия смятия определяем расчётную длину шпонок для хвостовиков

где

- ширина шпонки

h – высота шпонки

 - допускаемое напряжение смятия (для стали 120)

24 > 9,77

58 > 18,7

Далее определяем расчётную длину шпонок под зубчатое колесо.

36 > 12,07

11.  Выбор смачных материалов.

Выбираем картерное смазывание

Кинематическая вязкость масла для смазывания зубчатых колёс при 50°С

28*10-6

Выбираем тип масла

Индустриальное И – 30А

Объём масляной ванны Vсм определяем из расчёта 0,25масла на 1передаваемой мощности.

Vсм = 0,25*7,19 = 1,8