Выбор электродвигателя и кинематический расчёт. Обоснование применения материалов, термообработки и допускаемых напряжений. Проверочный расчёт цилиндрической зубчатой передачи

Страницы работы

16 страниц (Word-файл)

Содержание работы

2.  Выбор электродвигателя и кинематический расчёт.

2.1  Расчётная потребная мощность P1 на входном валу редуктора.

P1 =  7,19

    Общий к.п.д. для одноступенчатого цилиндрического редуктора равен

                      где                   1 = 0,98 – к.п.д. пары зубчатых колёс

                                               2 = 0,97 – к.п.д. одной пары подшипников

                                               3 = 0,99 – к.п.д. одной пары муфт

 = 0,98*0,972 *0,99 = 0,91

При выборе мощности электродвигателя должно соблюдаться условие

Рн  Р1

7,5 > 7,19

2.2  По заданному числу полюсов находим синхронную частоту вращения nc и зная Рн определяем тип двигателя, величину скольжения S% и диаметр вала двигателя dдв.

Тип двигателя - 4A132SM4УЗ

Синхронная частота вращения - nc = 1500

Величина скольжения - S% = 3%

Диаметр вала двигателя - dдв. = 38

Далее находим частоту вращения вала двигателя.

n1 = nc = 1455 мин-1

2.3  Определяем передаточное число редуктора.

ư = 3,93

       и округляем его до ближайшего стандартного из ряда Ra20

ư ≈ 4,0

2.4  По известным значениям частот вращения n1 и n2 , числу u определяем крутящие моменты T1 и T2

Т1 = 49,23

Т2 = Т1** u = 49,23*0,91*4 = 179,2

3.  Обоснование применения материалов, термообработки и допускаемых напряжений.

3.1  Выбираем твёрдость шестерни H1 и колеса H2 из таблицы 2.

H1 = 300HB

H2 = 250HB

                 Марка стали – 40. Термообработка – нормализация, улучшение.

3.2  Определяем расчётную твёрдость шестерни и колеса.

Н1 =

Н2 =

Определяем пределы контактной выносливости

               для шестерни             

               для колеса                

             пределы изгибной прочности

              для шестерни            

              для колеса                 

3.3  Определяем коэффициенты долговечности КHL и КFL шестерни и колеса при контактных и изгибающих напряжениях.

(NHO)1 = 2,2*107 = 22000000

(NHO)2 = 1,8*107 = 18000000

где NHO базовое число нагружений.

(NHE)1 = 60*n1*Lh(k3max*lmax+k31*l1+k32*l2) = 60*1455*16000(1,83*0,05+13*0,6+0,53*0,35) = 1306496880

(NHE)2 = 60*370*16000(1,83*0,05+13*0,6+0,53*0,35) = 332236320

где     NHE эквивалентное (расчётное) число циклов нагружения.

           Lh  срок службы редуктора

           l    относительная продолжительность нагрузки

           k   коэффициент по гистограмме

KHL1 =

KHL2 =

Так как (NHE)1,2 > (NHO)1,2  то KHL = 1   по условию.

(NFO)1 = (NFO)2 = 4*106

где NFO   коэффициент долговечности на контактную выносливость.

(NFE)1 = 60* n1*Lh(k6max*lmax+k61*l1+k62*l2) = 60*1455*16000(1,86*0,05+16*0,6+0,56*0,35) = 3221132474

(NFE)2 = 60*370*16000(1,83*0,05+13*0,6+0,53*0,35) = 819119598,2

где NFE   эквивалентное число циклов нагружений.

KFL1 =

KFL2 =

где  KFL   коэффициент долговечности при изгибе и равен 1 -  по условию.

3.4  Определяем допускаемые контактные напряжения шестерни и колеса.

где SH – коэффициент безопасности.

За расчётное допустимое контактное напряжение  принимаем для косозубых передач

 = 0,45(+) ≤ 1,23

 = 0,45(590,9+500) ≤ 1,23*500

 = 490,905 < 650

 = 491

Аналогично определяем допускаемые изгибные напряжения шестерни и колеса.

=

=

где SF - коэффициент безопасности.

<

246,9 < 298,3

  1. Проектировочный расчёт цилиндрической зубчатой передачи.

4.1  Расчёт начинаем с выбора коэффициента ширины колеса относительно межосевого расстояния.

для косозубых колёс   принимаем = 0,32

Затем, зная  определяем коэффициент ширины шестерни относительно диаметра и округляем его в большую сторону.

4.2  Из условия обеспечения контактной выносливости поверхности зубьев определяем предварительное значение межосевого расстояния.

где Ка = 430             К = 1,03          К = 1,08

Полученное значение округляем в большую сторону из ряда Ra.

=   115

4.3  Далее определяем предварительную рабочую ширину зубчатого венца колеса                   

и округляем в большую сторону из ряда Ra

= 38

4.4   Определяем расчётный модуль зацепления m.

m = (0,01÷0,02)

m = 0,02*115 = 2,3

из ряда стандартных значений принимаем

m = 2,5

4.5   Назначаем угол наклона зубьев    β

для косозубых передач               β = 8°÷18°

β = 15°

4.6  Определяем число зубьев шестерни и колеса

для косозубых колёс          Zmin = 17cos3β

Z1 =

Z1 =

Зная Z1  находим                Z2 = Z1*u = 17,77*4 = 71,08

Полученные значения Z 1 и Z2  округляем в большую сторону до целых чисел и уточняем передаточное отношение.

Z1 = 18;        Z2 = 71

тогда                                          δ =

δ = -1,5 < 4%

4.7  Уточняем также значения

cosβ = 0,96739

β = arccos (cosβ) = arccos 0,96739 = 14,67°

4.8 На основании полученных данных рассчитываем основные размеры шестерни и колеса.

d1 =

d2 =

Далее проверяем межосевое расстояние.

 =

диаметры вершин зубьев

dа1 = d1+2m

dа1 = 46,52+2*2,5 = 51,52

dа2 = d2+2m

dа2 = 183,48+2*2,5 = 188,48

диаметры впадин зубьев

df1 = d1 – 2,5m

df1 = 46,52 – 2,5*2,5 = 40,27

df2 = d2 – 2,5m

df2 = 183,48 – 2,5*2,5 = 177,23

Ширина колеса

b2 = *= 0,32*115 = 36,8

ширина шестерни

b1 = b2+5  = 36,8+5 = 41,8

5.  Проверочный расчёт цилиндрической зубчатой передачи.

5.1  Расчёт начинаем с определения сил действующих в зацеплении шестерни и колеса редуктора.

5.1.1  Окружная сила

Ft =

Ft = 2116,5 ≠1953,3

5.1.2  Радиальная сила

Fr = Ft

где  = 20° - делительный угол исходного контура.

5.1.3  Осевая сила (для косозубых передач)

Fa = Ft *= 1953,3*= 511

5.1.4  Окружная скорость зацепления

 

Далее, зная  выбираем степень точности по норме плавности (табл.5)

Степень точности – 9

5.2  Определяем действительное контактное напряжение колеса.

 =  ≤ 1,05

где ZM – коэффициент, учитывающий механические свойства материалов зубчатых колёс, для стальных колёс ≈ 275

        ZH =  - коэффициент, учитывающий форму сопрягаемых поверхностей.

ZH =

      ZE =  - коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий, для косозубых колёс.

 - коэффициент торцевого перекрытия

ZE =

KH =K*K*KHV – коэффициент нагрузки

         K = 1,03

         K = 1,16 ;      K = 1,35  - из таблицы 6

         KHV = 1,05 ;    KFV = 1,3      - из таблицы 7

KH = 1,03*1,16*1,05 = 1,25

= 505,77 <

5.3  Определяем действительное напряжение на изгиб для косозубых колёс.

=

где KF = K* K* KFV   -  коэффициент нагрузки

Yβ =   - коэффициент, учитывающий повышение изгибной прочности.

Yβ =

YF – коэффициент формы зуба, зависящий от эквивалентного числа зубьев.

ZV =

YF = 3,61

KF = 1,08*1,35*1,3 = 1,8954

= < 246,9

6.  Проектный расчёт валов редуктора

6.1  Сталь 40    = 15÷20

Определяем диаметр хвостовика ведущего вала dв1, который соединяется через муфту с валом электродвигателя dдв:

Аналогично 

Полученные результаты округляем до ближайших стандартных значений по ряду Ra40

dв1 = 24                              dв2 = 40

Для удобства сборки и разборки насаживаемых на валы деталей диаметры остальных участков этих валов выполняются ступенчатыми.(см. рис. вала)

6.2   Диаметры валов под уплотнения

dm1 = dв1+5=24+5=29

dm2 = dв2+5=40+5=45

Диаметры валов под подшипники

dп1 = dm1+5=29+5=34

dп2 = dm2+5=45+5=50

а затем округляем полученные значения в большую сторону до стандартного значения .

dп1 = 35

dп2 = 50

Для косозубых колёс можно применять радиально-упорные шариковые однорядные подшипники.

Ориентируясь на среднюю серию подшипников для ведущего вала и лёгкую серию для ведомого вала с учётом величин dп1 и dп2 из таблиц предварительно находим нужные подшипники и выписываем их ширину В () и диаметр Д ().

Для ведущего вала

Средняя серия  - 307 радиально-упорный шариковый однорядный подшипник

dп1 = 35;  Д=80 ;  В=21 ;  α=26° ;  грузоподъёмность С=42,6

Для ведомого вала

Лёгкая серия  - 210 радиально-упорный шариковый однорядный подшипник

dп2 = 50;  Д=90 ;  В=20 ; α=12° ;  грузоподъёмность С=43,2

Диаметры валов под зубчатыми колёсами:

dк1 = dп1+5=35+5=40

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Механика
Тип:
Курсовые работы
Размер файла:
605 Kb
Скачали:
0