Деловое общение Лекции
Введение в дисциплину. Основная характеристика общения
1 Определение и функция общения
2 Виды общения
3 Стили и структура общения
Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности
8 функций общения
- контактная –установление контакта
- информационная – обмен и передача информации
- побудительная – побуждение к действию
- перцептивная – адекватное восприятие смысла сообщения ( партнеры понимают друг друга)
- эмотивная – обмен эмоциями
- статусная осознание и фиксация своего места в конкретной социальной ситуации
- преобразовательная – изменение состояния, поведения и намерений
Виды общения
– деловое – процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен информацией, деятельностью, опытом
- Специфика – возникает поп поводу и на основе деятельности ( по поводу какой-либо работы). Отличительная черта – общение это не сама цель, а ее достижение
- Межличностное – общение вокруг интересов , психологических проблем, не касающихся деятельности
-целевое- присутствует конкретная цель – общение
- светское – формальная вежливость, приветливость.
-манипулятивное –обман, лесть
- примитивное – общение только с нужными людьми
- духовное
- ритуальное – бракосочетание
- контакт масок – закрытие своего истинного лица
- формально-ролевое ( водитель и представитель ГАИ)
Стили и структура общения
Стили
- ритуальный
-манипулятивный
- гуманистический
3 стороны общения
- коммуникативная – передача, обмен информацией между участниками.
- интерактивная – взаимодействие общающихся, которое предусматривает не только обмен словами, но и действиями, поступками
- перцептивная – взаимовосприятие общающимися друг друга
Общение – форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психологического контакта, проявляющегося в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимном переживании и взаимопонимании.
Общение сложный, многогранный процесс, который может выступать, и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга.
Общение служит установлению общности между людьми, регулирует их совместную деятельность, является инструментом познания и основой сознания для отдельного человека, служит самоопределению личности .
Микросреда : семья, институт, улица, производство
Малая группа: непосредственное общение
Макросреда: наука, культура, идеология, законы
5 основных функций общения:
- прагматическая – реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности
- формирующая функция – проявляется в процессе развития человека и становлении ег как личности
- функция подтверждения – в ходе общения с людьми мы можем познать, понять и утвердить себя в собственных глазах.
Функция организации и поддержания межличностных отношений –проявляется в оценивании других людей и установлении определенных эмоциональных отношений
-внутриличностная функция – проявляется в принятии определенных решений, совершении значимых поступков человеком, благодаря диалогу с самим собой.
Виды общения в зависимости от степени проявления отношений:
Социально-ориентированное общение – общественное отношение выражено особенно ярко ( лекция)
- групповое предметно ориентированное общение – вид общения, в котором наиболее четко обозначены отношения, обусловленные совместной деятельностью ( процесс обучения)
- личностно-ориентированное общение – общение одного человека с другим : деловое общение, общение типа " выяснения отношений".
В зависимости от содержания :
- материальное – обмен предметами
- когнитивное – обмен знаниями
- кондиционно – обмен психическим и психологическим состоянием
- мотивационное – обмен целями, мотивами
- деятельностное – обмен навыками, действиями
Стили и структура общения:
Стили общения
- авторитарный – жесткое управление, всеобъемлющий контроль, выражается в прикладном тоне, резких замечаниях, нетактичных выпадах
- попустительский – самоустранение руководителя, его непоследовательность
- демократический – активное участие, повышенная общительность
- общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью – единство высокого профессионализма и этических установок
- общение-дистанция – использование дистанции в качестве ограничителя
-общение-устранение – использование устранения из-за неумения организовать продуктивное общение
- заигрывание – стремление к завоеванию ложного авторитета
Структура общения: общение делится на коммуникацию( обмен информацией), интеракцию( общая стратегия взаимодействия: кооперация, сотрудничество, конкуренция), социальную перцепцию ( восприятие, понимание)
Коммуникативная сторона общения
Структура коммуникации и ее функции
Модель коммуникационного процесса, принципы
2Вербальные средства коммуникации ( речь, искажение информации, барьеры, умение слушать
3Невербальные средства общения
Умение слушать – плата за внимание, важнейшее условие продуктивного общения
Стили слушания:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.