Определение и функция общения. Виды общения. Стили и структура общения. 8 функций общения. Виды общения, страница 4

Эффект новизны – значимость  новой информации для составления представления о человеке

Эффект первичности - значимость первой информации для составления представления о человеке

Стереотипизация – восприятие и оценка социальных объектов на основе определённых представлений (стереотипов)

Социальная апракция – особый вид социальной установки на уровне человек, в которй преобладают положительные эмоциональные  компоненты

Интерактивная сторона общения

1.  Общение как взаимодействие

2.  Ролевое поведение в общении

3.  Трансзактный анализ общения

Цель удовлетворения потребностей в совместной деятельности

Результат  - изменение поведения и деятельности других людей.

Основное условие успешности общения – когда поведение взаимодействующих людей соответствует ожиданиям друг друга.

Главное содержание – воздействие на партнера с одной стороны, реакция на бездействие – с другой.

Два момента: ориентация на контроль  и на понимание

Люди-контролеры                                                                                                Люди-пониматели

(цель – управление ситуацией)                                                                       (стратегия – не конфликтовать,взаимодействовать)

Характер взаимодействия:

Открытость общения

Закрытость общения

Открытость:

Открытость предметной позиции

Готовность учесть позиции другого

Закрытость:

Позиция не может быть открыта

Смешанность:

- выяснение позиции другого, не открывая своей позиции

- собеседник открывает все свои проблемы, обязательства, рассчитывая на помощь, не интересуясь намерениями другого.

Деловое общение успешно при открытом характере

Роль – способ поведения, задаваемый обществом. Складывается из двух переменных:

Базовых психологических установок нашего "Я" и ожиданий других людей

"Я"  - окружающие:

- "Я хороший"  "Ты хороший" – самая продуктивная установка

-  "Я хороший"  "Ты плохой" – люди не способны к созидательному самоутверждению

Самоутверждение за счет унижения других

-  "Я плохой"  "Ты хороший" – это низкая самооценка

- "Я плохой"  "Ты плохой" – депрессия, нет интереса к жизни

Понять смысл действий партнера – главное

Теория Э.Берна

Основные понятия:

Состояние эго и трансакции

Определение состояния ЭГО – относительно независимые и обособленные во внутреннем мире человека совокупности эмоций, установок и схем поведения

3 обособленных комплекса и схем поведения:

- родитель (нравственные догмы)

- взрослый

- ребенок (дитя)

Интерактивная сторона общения

Общение как взаимодействие

2 позиции:

-ориентация на контроль – стремление контролировать, управлять, ситуацией и поведением других, доминировать во взаимодействии

- ориентация на понимание – стремление понять ситуацию, лучше взаимодействовать, избегать конфликтов

Стратегии в общении:

- "Контролер":  стремление заставить партнера принять свой план взаимодействия, навязать свое понимание – доминирование позиции "вертикального взаимодействия"

- "Стратегия понимателя" – это адаптация к партнеру  - равные горизонтали взаимодействия

Характер взаимодействия:

- открытость общения – открытость предметной позиции и способность выразить свою точку зрения на предмет, готовность учесть позиции других

- закрытость – неспособность и нежелание раскрывать свои позиции

Смешанные типы:

- одна из сторон выясняет позицию другой, не раскрывая своей , "вопросы задаю я"

- общение при котором один из собеседников открывает партнеру все свои "обязательства", рассчитывая на помощь, не интересуясь намерениями другого

Ролевое поведение в общении

Акт делового общения – ролевое поведение

Роль – способ поведения, задаваемый обществом.

Трансактный анализ общения

Э. Берн: Цель трансактного анализа – установление возможно более открытых и подлинных взаимодействий между людьми и внутренними компонентами личности.

Трансакция – единица общения, которая может быть трансакционным стимулом (обращением к другому человеку) или трансакционной реакцией (ответом на обращение)