Эффект новизны – значимость новой информации для составления представления о человеке
Эффект первичности - значимость первой информации для составления представления о человеке
Стереотипизация – восприятие и оценка социальных объектов на основе определённых представлений (стереотипов)
Социальная апракция – особый вид социальной установки на уровне человек, в которй преобладают положительные эмоциональные компоненты
Интерактивная сторона общения
1. Общение как взаимодействие
2. Ролевое поведение в общении
3. Трансзактный анализ общения
Цель удовлетворения потребностей в совместной деятельности
Результат - изменение поведения и деятельности других людей.
Основное условие успешности общения – когда поведение взаимодействующих людей соответствует ожиданиям друг друга.
Главное содержание – воздействие на партнера с одной стороны, реакция на бездействие – с другой.
Два момента: ориентация на контроль и на понимание
Люди-контролеры Люди-пониматели
(цель – управление ситуацией) (стратегия – не конфликтовать,взаимодействовать)
Характер взаимодействия:
Открытость общения
Закрытость общения
Открытость:
Открытость предметной позиции
Готовность учесть позиции другого
Закрытость:
Позиция не может быть открыта
Смешанность:
- выяснение позиции другого, не открывая своей позиции
- собеседник открывает все свои проблемы, обязательства, рассчитывая на помощь, не интересуясь намерениями другого.
Деловое общение успешно при открытом характере
Роль – способ поведения, задаваемый обществом. Складывается из двух переменных:
Базовых психологических установок нашего "Я" и ожиданий других людей
"Я" - окружающие:
- "Я хороший" "Ты хороший" – самая продуктивная установка
- "Я хороший" "Ты плохой" – люди не способны к созидательному самоутверждению
Самоутверждение за счет унижения других
- "Я плохой" "Ты хороший" – это низкая самооценка
- "Я плохой" "Ты плохой" – депрессия, нет интереса к жизни
Понять смысл действий партнера – главное
Теория Э.Берна
Основные понятия:
Состояние эго и трансакции
Определение состояния ЭГО – относительно независимые и обособленные во внутреннем мире человека совокупности эмоций, установок и схем поведения
3 обособленных комплекса и схем поведения:
- родитель (нравственные догмы)
- взрослый
- ребенок (дитя)
Интерактивная сторона общения
Общение как взаимодействие
2 позиции:
-ориентация на контроль – стремление контролировать, управлять, ситуацией и поведением других, доминировать во взаимодействии
- ориентация на понимание – стремление понять ситуацию, лучше взаимодействовать, избегать конфликтов
Стратегии в общении:
- "Контролер": стремление заставить партнера принять свой план взаимодействия, навязать свое понимание – доминирование позиции "вертикального взаимодействия"
- "Стратегия понимателя" – это адаптация к партнеру - равные горизонтали взаимодействия
Характер взаимодействия:
- открытость общения – открытость предметной позиции и способность выразить свою точку зрения на предмет, готовность учесть позиции других
- закрытость – неспособность и нежелание раскрывать свои позиции
Смешанные типы:
- одна из сторон выясняет позицию другой, не раскрывая своей , "вопросы задаю я"
- общение при котором один из собеседников открывает партнеру все свои "обязательства", рассчитывая на помощь, не интересуясь намерениями другого
Ролевое поведение в общении
Акт делового общения – ролевое поведение
Роль – способ поведения, задаваемый обществом.
Трансактный анализ общения
Э. Берн: Цель трансактного анализа – установление возможно более открытых и подлинных взаимодействий между людьми и внутренними компонентами личности.
Трансакция – единица общения, которая может быть трансакционным стимулом (обращением к другому человеку) или трансакционной реакцией (ответом на обращение)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.