- мужской – внимание к содержанию разговора, сосредоточение на критических замечаниях. Постоянное прерывание собеседника.
- женский – внимание к эмоциональной стороне общения, к самому процессу, а не к содержанию, не улавливается суть разговора
Виды слушания :
- неэффективный
-притворное слушание
-эгоистичное – когда собеседник продумывает реплику в ответ
- нейтральное - принятие всей информации за "чистую монету"
- враждебное - цель- несогласие, критика
Эффективное (активное) – поддержание беседы, приемы, чтобы окружающие хотели говорить еще
-пассивное – умение внимательно молчать, не вмешиваться
Приемы активного слушания:
- уточняющие вопросы
-наводящие вопросы
-побуждение-просьба остановиться на определенном моменте
-отражение чувств говорящего (вас это, наверное, огорчило)
-перефразирование
-резюмирование (подведение итога)
Типичные ошибки слушания: перебивание, поспешные выводы, возражения, непрошенные советы, отсутствие эмоций или слишком эмоциональная реакция, взгляд в сторону, скептицизм в выражении лица партнера, выборочное слушание, реагирование на внешние отклонения.
"Гениальным оратором не может стать каждым, но овладеть искусством слушания может каждый"
Структура коммуникации и ее принципы
Модель коммуникационного процесса Г. Лассуэлла
1 кто передает сообщение – коммуникатор
2 что передается – сообщение
3 как осуществляется передача – канал связи
4 кому направлено сообщение – реципиент (слушатель)
5 с каким эффектом – эффективность
Принципы коммуникации:
-объективная необходимость при решении проблем коммуникационного характера, учета единства рационального и эмоционального в поведении человека
-принцип ситуативности
-стремление к увеличению уровня объективности представлений о партнере по взаимодействию ввиду недостаточности своего мнения и опыта для трактовки и прогнозирования поведения партнера по общению
-гуманизм в построении коммуникации
-ориентация на сотрудничество, взаимную выгоду
-учет развития (возможность изменения поведения)
-системность субъектов коммуникации ( целостность, уникальность, адаптивность)
-понимание наличия недиагностируемых скрытых факторов поведения (умыслы)
-понимание бесконечности процесса познания
-научность
-опора на закон
Вербальные средства коммуникации
Структура:
Значение и смысл слов, фраз
Речевые и звуковые явления (темп речи, тональность голоса)
Выразительные качества голоса (смех, кашель, щепот)
Виды речи:
-внутренняя речь для себя
-внешняя речь для окружающих (восклицательная, диалог, монолог)
-письменная
Искажение в вербальной коммуникации :
-Лингвистические искажения – связаны с недостаточной отточенностью фразы, чрезмерной усложненностью сообщения.
- Экстралингвистические помехи – обусловлены запасом знаний получателя сообщения
- акустико – произносительные – непонимание произнесённого
- графические – в письменной речи
Барьеры в вербальной коммуникации:
-логичесике –у партнеров с неодинаковым мышлением.
-стилистические – несоответствие формы представления информации ее содержанию
-семантические (смысловые) – несоответствие лингвистического словаря смысловой информации, различия в речевой культуре.
-фонетические – препятствия, создаваемые особенностями речи говорящего (дикция)
Невербальные средства общения
Виды невербальных средств общения
-визуальные ( кинесика – наука о жестах, выражение лица и глаз, поза, осанка, направление взгляда, реакция кожи – покраснения, проксемика- пространственные условия общения, вспомогательные средства общения – сокрытие возраста, средства преобразования природного телосложения – очки)
- акустические ( паралингвистические- громкость голоса, экстралингвистические – смех)
-тактильные (прикосновения, пожатия рук)
-ольфакторные (запахи окружающей среды, естественные и искусственные запахи )человека
Задачи невербального общения
-создание и поддержка психологического контакта
-придание смысловых оттенков словесному тексту
-выражение эмоций, оценок
В процессе коммуникации 60-80% информации осуществляется за счет невербальных средств общения.
Перцептивная сторона общения
Особенности восприятия людьми друг друга
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.