Введение в понятие менеджмент. Желаемое состояние управляемого объекта или результаты его деятельности, страница 3

1. Содержательная теория основная 2. Процессуальная теория дополняющая

<Мотивация>

Процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения цели организации

Теория ожиданий

Теория справедливости

Теория <путь>- <цель>

Вознаграждение – это всё, что человек считает ценным для себя

Внутреннее даёт сама работа (чувство достижения результата, значимость труда, дружба, уважение).

Внешнее даётся организацией (зарплата, символы служебного статуса, престижа).

Тема 3.3. Технологические функции менеджмента. Мотивация

Содержательная теория

Самовыражение Уважение статуса Социальные Безопасность и защищенность Физиологические

Мотивация определяется широким спектром потребностей, которые должны удовлетворяться в результате труда.

Вторичные

Первичные

Иерархия потребностей по Маслоу

Тема 3.3. Технологические функции менеджмента. Мотивация

Тема 3.3. Технологические функции менеджмента. Мотивация

Тема 3.3. Технологические функции менеджмента. Мотивация

Теория ожиданий

Человек всегда надеется, что выбранный им тип поведения приведёт к желаемому результату. Ожидание – предположение о вероятности свершения определённого события.

Теория справедливости

Исполнитель сопоставляет затраченные усилия с размером вознаграждения и сравнивает его с оценкой труда других людей. Пока исполнитель не будет считать вознаграждение справедливым, он не будет работать с полной отдачей.

Рекомендации менеджмента

  1. Сделать систему формирования вознаграждения открытой и равнодоступной для всех.
  2. Вознаграждение из нескольких составляющих, например:
    1. от должности 65 - 70%
    2. от ставки 10 - 15%
    3. От дополнительных полномочий 20%

Пути достижения цели < Путь-Цель >

  1. Разъяснение того, что ожидает исполнителя в случае достижения цели.
  2. Оказание поддержки, наставничество, устранение сковывающих помех.
  3. Направление подчиненных на достижение цели.
  4. Создание у исполнителя потребностей, находящихся в компетенции руководителя (или подбирать таких исполнителей, которые нуждаются в удовлетворении именно таких потребностей)
  5. Удовлетворение потребностей исполнителя, когда цель организации достигнута.

Тема 3.4. Технологические функции менеджмента. Контроль

  1. Установка стандартов, оптимальных параметров
  2. Фиксирование фактических результатов
  3. Проведение корректировок, устраняющих разногласия (1) и (2)

<Контроль>

Процесс обеспечения достижения организацией своих целей

Предварительный контроль

Текущий контроль

Заключительный контроль

Требования к контрольным действиям

  • Контроль не должен ограничиваться инцидентами. Элемент неожиданности и случайности вносит нервозность. Может возникнуть ощущение, что годы безошибочной работы менее важны, чем дефекты, обнаруженные при одноразовой случайной проверке.

Требования к контрольным действиям

  • Нельзя контролировать из недоверия. Это вызывает контроль «до победного конца» (до выявления ошибки).
  • Необходимо сообщать подчинённым о результатах контроля, что поможет работнику не допускать повторных ошибок.

Нерациональное поведение руководителя

  • Ошибочные типы поведения руководителя:
  • Политика «открытых дверей», стремление получить максимум информации о делах каждого работника, принятие руководителем ответственности за все действия подчинённых.
  • Постоянный личный контроль за всеми основными видами работ. Требование от подчинённых получения одобрения руководителем всех решений и действий.

Нерациональное поведение руководителя

  1. Активное включение руководителя в ежедневную работу.
  2. Стремление руководителя внедрить в работу подчинённых собственный стиль исполнения обязанностей, вплоть до отдельных процедур.

Тема 3.4. Технологические функции менеджмента. Контроль

Признаки эффективного контроля