Система диагностирования двигателя. Формирование системы технического диагностирования. Структурно-функциональная схема диагностирования ДВС, страница 2

С корневой вершиной (I) сопоставлен ДВС, а с вершинами I ранга правильность функционирования (правильное – 2, неправильного – 3).

К уровню  II   ранга отнесены конструкция (4) и рабочий процесс (5), осуществляемый с ее помощью, т.е. элементы преобразования  энергии топлива в механическую работу.

К III рангу  (обеспечение рабочего процесса в двигателе) отнесены механизмы: кривошипно-шатунный (КШМ) – 6, газораспределительный (ГРМ) – 7 и системы смазки – 8, охлаждения – 9, пуска – 10, соединенные с вершиной 4 (конструкция), а также топливоподающая система – 11, воздухоподача – 12 и герметичность камеры сгорания – 13, соединенные с вершиной 5 (рабочий процесс). Такая схема на уровне III ранга позволяет различать техническое состояние элементов,  непосредственно влияющих на протекание рабочего процесса в двигателе ( вершины 11, 12, 13), состояние которых будет отражено обобщенным диагностическим параметром (признаком), например, эффективной мощностью. Такие же элементы КШМ, как например, шатунные подшипники коленчатого вала, находясь на ранней стадии предаварийного состояния, не будут непосредственно влиять на мощность двигателя и по этой причине объединены в самостоятельную группу. К IV рангу отнесены приборы, узлы, сопряжения, например топливные насосы, форсунки, коренные – 14 и шатунные – 15 подшипники, прокладка головки цилиндров – 16, ЦПГ – 17, впускной – 18 и выпускной – 19 клапаны и т.д.

К V рангу отнесены износы конкретных элементов, например ЦПГ – 17: износ колец – 20, износ цилиндров – 21, прогорание поршня – 22 и т.д.

Рисунок 2.2 – Структурно-функциональная схема диагностирования ДВС

ДВС – 1; Уровень функционирования – 2; Малая эффективная мощность, высокий расход топлива – 3; Система обеспечивающая рабочий процесс – 4; Система обеспечивающая работоспособность – 5; Топливиподача – 6; Герметичность камеры сгорания – 7; Воздухоподача – 8;  Система охлаждения – 9; Система смазки – 10; Система пуска – 11; КШМ – 12; ГРМ – 13; Фильтры – 14; Трубопроводы – 15; Подкачивающий насос – 16; ТНВД – 17; Форсунки – 18; Герметичность клапанов – 19; Герметичность головки блока и прокладки – 20; Герметичность ЦПГ – 21; Воздушный фильтр – 22; Впускной трубопровод – 23; Турбокомпрессор – 24; Охладитель наддува воздуха – 25; Рубашка охлаждения – 26; Радиатор – 27; Водяная помпа охлаждения – 28; Вентилятор – 29; Масляный насос – 30; Масляный фильтр ГО – 31; Масляный фильтр ТО с перепускным клапаном – 32; Поддон картера – 33; Аккумулятор – 34; Стартер – 35; Запальные свечи – 36; Топливная система – 37; Подогреватель двигателя – 38; Шатун – 39; Коленчатый вал – 40; Маховик – 41; Поршень – 42; Распределительный вал – 43; Механизм привода – 44; Клапанный механизм – 45; Трубопровод низкого давления – 46; Трубопровод высокого давления – 47; Поршневая группа – 48; Впускной клапан – 49; Перепускной клапан – 50; Нагнетательный клапан – 51; Муфта опережения впрыска – 52; Привод плунжера – 53; Плунжерная пара – 54; Нагнетательный клапан ТНВД – 55; Всережимный регулятор частоты вращения – 56; Пружина – 57; Корпус – 58; Распылитель – 59; Механизм регулировки -  60; Клапан – 61; Седло – 62; Головка блока – 63; Прокладка головки блока – 64; Сопряжение гильза-поршень – 65; Сопряжение гильза-кольцо – 66; Сопряжение кольцо-цилиндр – 67; Кольцо компрессионное и маслосъемное – 68; Палец головки шатуна – 69; Кулачковый вал – 70; Толкатель – 71.

Число рангов может быть увеличено. Например, к IV рангу можно отнести величины износов, т.е. численные значения структурных параметров от номинального до предельного состояния, различаемые с помощью диагностического средства. К другим рангам можно отнести возможные причины износов, их характер и т.д. всё то, что представляет интерес  при определении технического состояния объекта и оценке количества необходимой информации при его диагностировании. Как они вписываются в общую схему, видно из принципа её построения, показанного на рисунке.