Двигатель двухцилиндровый, четырехтактного действия, с воздушным охлаждением, с горизонтальным расположением цилиндров М-72, страница 6

Выключение сцепления производится рычагом, который своим выступом нажимает на шток, проходящий внутри первичного вала. Шток, преодолевая при этом сопротивление пружин, отжимает к маховику ведущий диск, вследствие чего сжатие дисков прекращается и муфта разъединяет коленчатый вал с первичным валом.

2.17.К о р о б к а   п е р е д а ч  (рис.10) четырёхступенчатая, двухходовая; смонтирована в отдельном алюминиевом картере, который крепится к основному картеру двигателя. Первичный вал 8 коробки передач установлен на шариковом и роликовом подшипниках 9, имеющихся на нем. Шестерни первой передачи 16, второй 17 и третьей 18 выполнены с прямым зубом, как одно целое с валом. Шестерня четвертой передачи 19 со спиральным зубом закреплена на шпонке. Вторичный вал 4 установлен на двух шарикоподшипниках 5. На нем на бронзовых втулках установлены четыре шестерни 20, 21, 22 и 23, находящиеся в постоянном зацеплении с шестернями первичного вала.                                                                                                          

Рис.10

Между шестернями вторичного вала находятся муфты 6 и 10, посредством которых производится переключение передач. Муфта 10 между шестернями первой и второй передач насажена на шлицевую втулку, которая закреплена на валу двумя шпонками. Муфта 10 имеет торцевые выступы, которые могут входить в отверстия шестерён 22 и 23 при передвижении муфты по валу.

Муфта 6 между шестернями третьей и четвертой передач насажена непосредственно на шлицы вала и имеет отверстия для соединения с торцевыми выступами шестерён 20 и 21.

На конце вторичного вала на шлицах установлена втулка, отлитая заодно с фланцем, имеющим два торцевых пальца, посредством которых происходит соединение с фланцем другого приводного механизма. На поверхности этой втулки нарезана червячная резьба, с которой соединяется шестерня привода спидометра. Первичный и вторичный валы шестерни и муфты изготовлены из хромоникелевой стали марки 12ХН3 и цементированы на глубину от 0,5 до 1 мм.

Действие коробки передач происходит следующим образом. При нейтральном положении педали включения муфты переключения находятся между шестернями, с ними не соединяются и при вращении первичного вала, шестерни вторичного вала свободно вращаются на втулках, а вторичный вал остается в покое.

На первой скорости (передний рычаг педали опущен вниз) муфта 6 остается в нейтральном положении, а муфта 10 передвигается влево и входит в соединение с шестерней 23, отчего шестерня через муфту начинает вращать вторичный вал 4.

На второй скорости (включается опусканием вниз заднего рычага педали) муфта 6 остается в нейтральном положении, а муфта 10 передвигается вправо и входит в соединение с шестерней 22, отчего вторичный вал получает большее число оборотов.

При включении третьей скорости муфта 10 устанавливается в нейтральное положение, а муфта 6, передвигаясь влево, соединяется с шестерней 21.

При установке четвертой скорости муфта 6 передвигается вправо и соединяется с шестерней 20. Вращение шестерён через муфту вызывает вращение вторичного вала с увеличивающимся числом оборотов.

Запуск двигателя производится пусковым механизмом, который приводится в действие ножным рычагом.

На отдельном валу в картере коробки передач на бронзовой втулке установлена шестерня пускового механизма, постоянно зацепленная с шестерней 23 первой скорости вторичного вала.

Как одно целое с этой шестерней выполнен храповик с внутренними зубцами; внутри храповика имеется собачка с пружиной. При повороте пускового рычага собачка, упираясь в зубцы храповика, вызывает вращение шестерни пускового механизма, а через нее вращение шестерен 23 и 16, отчего получают вращение первичный и коленчатый валы двигателя.

При отпуске педали пусковой механизм возвращается пружиной в исходное положение.