Двигатель двухцилиндровый, четырехтактного действия, с воздушным охлаждением, с горизонтальным расположением цилиндров М-72, страница 3

1)  по каналам 6 и 7 к двум маслоуловителям 5, имеющимся в корпусе заднего коренного подшипника коленчатого вала и передней стенке картера;

2)  по каналу 6 (рис. 7) к левому цилиндру двигателя;

3)  по кольцевому каналу и трубке 8 (рис. 6) и зубцам шестерни коленчатого вала, что обеспечивает смазку обеих распределительных шестерен и шестерни генератора.

Рис.6                                                                  Рис.7

Так как маслоуловители 5 крепятся к щёкам коленчатого вала и вращаются вместе с ними, то масло в них под действием центробежной силы принимает кольцевую форму, проходит в коренные шарикоподшипники и в сверление кривошипных пальцев, откуда через отверстия 10 выходит в роликовые подшипники шатунов. Излишнее масло выливается из маслоуловителей и шатунных подшипников и центробежной силой разбрасывается по всему картеру. Под действием интенсивного разбрызгивания смазываются поверхности цилиндров, поршневые пальцы, верхние втулки шатунов, коренные шарикоподшипники, направляющие толкателей и клапанов, а также другие трущиеся детали. Подшипники распределительного вала и подшипник шестерни привода масляного насоса смазываются маслом, стекающим из специальных карманов 12, куда оно попадает также под действием разбрызгивания.

На верхнюю стенку левого цилиндра разбрызгиваемое масло наносится недостаточно, поэтому к ней масло подается дополнительно от насоса по каналу 6 (рис.7) кольцевой канавки во фланце цилиндра и через три отверстия на верхнюю стенку.

Просачивание масла из картера в муфту сцепления к прерывателю зажигания предохраняется сальниками и маслоотражательными канавками.

Чтобы избежать повышенного давления в картере при схождении поршней, так как это вызовет потерю мощности двигателя на преодоление сопротивления сжимаемого в картере воздуха, а также выдавливание смазки через сальники и подшипники, на переднем конце распределительного вала установлен сапун золотникового типа. Он вращается вместе с шестерней распределительного вала и действует следующим образом.

Когда поршни сходятся, то имеющееся в сапуне отверстие совпадает с отверстием вентиляционной трубки, вследствие чего картер сообщается с коробкой распределительных шестерён и с атмосферой. При расхождении поршней сапун, поворачиваясь, разобщает картер от канала в атмосферу, благодаря чему в картере создается разрежение и масляный туман из коробки распределительных шестерён отсасывается обратно в картер. Сапун сообщает картер с коробкой шестерён, когда кривошипы поршней не доходят на 73 градуса до н.м.т., и разобщает их, когда кривошипы перейдут н.м.т. на 51 градус.

2.12.С и с т е м а   п и т  а н и я   включает в себя бензобак, специальный трехкодовый бензокраник и два карбюратора К-37 с общим воздухоочистителем и отдельными всасывающими трубами.

2.13.В о з д у х о о ч и с т и т е л ь  17 (рис.3) установлен на картере коробки передач и снабжен воздушной заслонкой, при помощи которой облегчается прогрев и запуск двигателя в холодную погоду.

Проходящий через воздухоочиститель воздух очищается, сначала ударяясь о поверхность масляной ванны, а затем проходя через набивку мягкой железной проволоки (путанки), увлажненный маслом. Для заливки масляной ванны воздухоочистителя применяется автол в количестве 250 грамм.

Промывку и заправку воздухоочистителя следует производить периодически, а летом не реже чем через 600 км пробега.

2.14.К а р б ю р а т о р. На каждом цилиндре двигателя имеется отдельный карбюратор, что улучшает наполнение цилиндров, повышая тем самым мощность двигателя, а кроме того, благодаря этому ускоряется запуск двигателя и увеличивается надежность его в работе, что полностью компенсирует некоторые дополнительные затраты времени на регулировку совместной работы карбюраторов.