Двигатель двухцилиндровый, четырехтактного действия, с воздушным охлаждением, с горизонтальным расположением цилиндров М-72, страница 2

Поршень делается с меньшим диаметром в плоскости бобышек. Головка поршня имеет небольшую конусность.

Рис.3

2.6.П о р ш н е в о й  п а л е ц   25 плавающего типа, изготовлен из хромоникелевой стали марки 12ХН3, поверхность его цементирована на глубину 0,7-1,0 мм.

2.7.Ш а т у н изготовляется из стали марки 12ХН3. Обе головки шатуна круглые, неразъемные. Верхняя головка снабжена бронзовой втулкой 9 (рис.4). Внутренняя поверхность нижней головки цементируется на глубину 0,7-1,0 мм, калится и шлифуется. На пальце кривошипа нижняя головка шатуна устанавливается на роликоподшипнике 11 диаметром 7 мм и длинной 10 мм, которые собираются в дюралюминиевый сепаратор.

2.8.К о л е н ч а т ы й   в а л  имеет два кривошипа расположенных в одной плоскости под углом 180 градусов один к другому. Коленчатый вал состоит из двух крайних щек 3 и 4, которые откованы вместе с коренными шейками 1 и 2 из стали марки 30 ХМА, средней щеки из этой же стали и двух пальцев кривошипа 6, изготовленных из стали марки 12 ХНЗ.

Рис.4

Обе коренные шейки и пальцы имеют внутренние вытачки, а пальцы кривошипов, кроме того, имеют по два сверления из внутренней вытачки на поверхность для поступления масла в роликовые подшипники 11. пальцы кривошипов после установки на них шатунов запрессовываются в щеки. Конусные концы пальцев соединяются с крайними щеками, а цилиндрические концы – со средней щекой. Крайние щеки откованы вместе с противовесами.

Коленчатый вал устанавливается в картере на двух шарикоподшипниках 6 и 12 (рис. 3).  Один из них 12 устанавливается в обойму, которая крепится на болтах к передней стенке картера, а другой 6 запрессовывается в заднюю крышку картера. В этот подшипник коренная шейка вала входит со скользящей посадкой. На конусную коренную шейку вала крепится маховик 26, а на цилиндрическую – шестерня распределения 14.

2.9.Г а з о р а с п р е д е л е н и е клапанное, с принудительным открытием кулачками распределительного вала.

Распределительный вал 22 (рис. 22) изготовляется из стали марки Ст. 15 и цементируется на глубину 0,8 – 1,3 мм. Устанавливается на бронзовых втулках в картере над коленчатым валом и соединяется с ним шестернями со спиральным зубом. Профиль всасывающих и выхлопных кулачков различны. Кроме кулачков клапанных, передний конец вала имеет два противоположных симметричных выступа для разрыва контактов прерывателя цепи зажигания. На заднем конце вала установлена шестерня привода масляного насоса.

2.10.Т о л к а т е л ь 6 изготовлен из чугуна, а направляющая его – из дюралюминия. Конец толкателя, опирающийся на кулачок, имеет прямоугольное сечение и входит в паз направляющей, что не дает возможности толкателю проворачиваться. Клапаны изготовлены из стали Х8С высоколегированной, с особыми свойствами. Шайба клапанной пружины устанавливается на разъемных сухариках, которые ставятся в вытачку на нижнем конце стержня клапана. Оси клапана и толкателя несколько смещены и поставлены под небольшим углом, от чего клапан при работе немного поворачивается, что увеличивает срок его службы. Кроме того, установка оси клапана наклонно по отношению к оси цилиндра улучшает наполнение цилиндра.

Тепловой зазор между стержнем клапан и толкателя устанавливается 0,1 мм. (на холодном двигателе). Регулировочным болтом 7, который ввертывается в толкатель.        

Для правильной работы газораспределения шестерни коленчатого и распределительного валов должны быть соединены так, чтобы имеющиеся на них заводские метки совпадали.   

Радиограмма газораспределения приведена на рис. 5.

2.11.С м а з к а. Система смазки комбинированная. Схематически смазка двигателя показана на рис. 6 и 7. Масло из нижней части картера через сетчатый фильтр 2 (рис. 6) поступает в масляный насос 1, откуда двумя зубчатыми шестернями нагнетается в вертикальный канал 6 и  трубку главной магистрали 4. из магистрали масло под давлением поддается: