Анализ социально-экономической привлекательности г. Калининград. Географическое положение, климат, удаленность, страница 13

Культурные факторы и идентичность. Политические и экономические особенности анклавов сказываются на демографии и ментальности их жителей. Такие территории привлекательны для торговцев, контрабандистов, дезертиров или других групп населения, умеющих пользоваться особыми правовыми нормами. Неуверенность в будущем способна сократить приток населения и усилить эмиграцию: в итоге в анклаве останутся люди старших возрастов привязанные к месту. Пространственная удаленность и различные рамочные условия усиливают отчуждение между «материнской страной» и анклавом. Некоторые государства пытаются воспрепятствовать этому с помощью специальных программ, стимулирующих двухстороннее  движение населения. Российское правительство не практиковало что-либо подобное в Калининграде.

Не исключено, что под влиянием расстояния и местных особенностей спустя какое-то время в анклаве может сложится собственная идентичность, что приведет к серьезным разногласиям с «материнской страной».

Рекомендации: Усовершенствовать правовые нормы, ликвидировать лазейки для нежелательных элементов общества. По возможности упростить рамочные условия между Калининградом и Россией. Сглаживать различия между ними, чтобы «собственная идентичность» не имела места быть. Здесь подразумевается идеологическая обработка – «Россия и Калининград, не смотря на отдаленность друг от друга – ОДНО целое». На территории калининградской области еще живо восприятие ее как чужой, сорванные больше полувека назад из своих разоренных войной мест жители Смоленска да Белоруссии и их дети все еще оценивают Калининград как временное пристанище. А дети их детей, новое поколение, уже другое дело.

Вывод: Основная проблема области и города состоит в том, что на государственном уровне не налажен работа по продвижению их положительного образа и в России, и в Европе. Более того, в ряде отечественных и зарубежных средств массовой информации искусственно создается негативный имидж региона. Имеющиеся достижения дискредитируются, а трудности возводятся в абсолют. Вместо конструктивного обсуждения реальных предложений о путях решения действительно сложных экономических, социальных, демографических, экологических проблем, провоцируется дополнительная социальная напряженность, создается образ конфликтогенного региона, не имеющего никаких перспектив развития. О какой привлекательности тогда может идти речь?

Обобщенные рекомендации: Специфика российской федеральной политики в отношении Калининградской области и Калининграда должна заключаться в поддержке функции сотрудничества и содержать следующие важные компоненты:

1.  Гарантии исполнения Федеральной целевой программы «Развитие Калининградской области на период до 2010 года».

2.  Гарантии стабильного статуса Особой экономической зоны в Калининградской области, отражающей европейскую и мировую тенденцию развития, направленную на обеспечение большей свободы перемещения товаров, услуг, капиталов, трудовых ресурсов, и о согласовании его приложений с другими законодательными актами. Предстоит обеспечить обновление Федеральной целевой программы развития области с учетом проблем, возникающих с движением ЕС на Восток и расширением НАТО.

3.  Следует изучить и реализовать предложения по формированию инвестиционно-финансовой корпорации, гарантийного фонда или иных структур, предположительно международных, обеспечивающих финансирование Федеральной целевой программы и иных инвестиционных проектов, реализуемых в регионе. В учреждении корпорации (фонда) целесообразно участие федеральных и региональных органов власти, муниципалитетов, крупных отечественных и зарубежных инвестиционных банков, возможно, представителей Комиссии ЕС и др.

4.  Для привлечения внимания отечественных и зарубежных предпринимателей к региону в Калининграде необходимо бы было провести международную выставку, совмещенную с соответствующим инвестиционном конгрессом. В эти мероприятия должны быть вовлечены как уже имеющиеся совместные предприятия области, так и потенциальные российские и западноевропейские инвесторы.