За год регистрируется в среднем около 9 млн. пересечений границы. В большинстве случаев это одни и те же лица: примерно 12 тыс. мелких торговцев. Они ездят главным образом в соседние Литву и Польшу, за которыми по числу посещений следует Россия. Развитию мелкой торговли благоприятствует разница в уровне благосостояния: в 2002 году средний душевой доход калининградца в сравнении с аналогичным показателем для литовца составлял одну четверть, для поляка – одну восьмую, а для среднестатистического жителя ЕС и вовсе лишь одну сороковую.
Рекомендации: Очень сложно рекомендовать по этому вопросу что-то конкретное так как это наболевший вопрос вызывающий бурные дискуссии во властных структурах. Самые реальные предложения: создание эффективной системы таможенного и пограничного контроля на границе региона с Польшей и Литвой, с применением договоров по малому движению; улучшение качества функционирования сети пограничных переходов; оптимизация визового режима региона с Польшей и Литвой (возможность применения краткосрочных и транзитных виз ЕС, а также долгосрочных национальных виз).
Управление. В Калининграде трудно отделить внутреннюю политику от внешней: такие классические аспекты первой, как общественные службы (пожарные команды, уличное движение, телефон, почта, транспорт, здравоохранение, образование и др.), затрагивают здесь отношения с третьими странами. Далекая «материнская страна» часто не разбирается в повседневных проблемах анклава, но вынуждена разрешать внешнеполитическими средствами вопросы, которыми в обычное время занимается мэрия.
С лета 2000 года управленческий процесс в Калининграде идет на четырех официальных уровнях: федеральном, окружном (Северо-Западный федеральный округ), областном и муниципальном. Правительство представлено на первых двух, каждый из которых имеет в анклаве своих представителей.
Компетенция калининградских властей построена не столько на взаимодополнении, сколько на дублировании, что, в общем, типично для анклавов. Федеральные власти систематически игнорируют особые нормы, введенные для свободной экономической зоны. Особенно очевидным это стало в начале 2002 года, когда правительство распространило на Калининград новые общероссийские налоговые ставки. Они привели к неожиданному повышению потребительских цен и спровоцировали массовые протесты и забастовки. Нормальному функционированию свободной экономической зоны сильно мешает бюрократический стиль управления (пример о состоянии здравоохранения). Но и калининградские экономические факторы не всегда отождествляют собственные интересы с государственными: к примеру, калининградский энергетический концерн за долги отключил на короткое время подачу тока военным судам в Балтийске, поставив тем самым под удар оборону региона, за которую отвечает федеральный Центр.
Рекомендации: В срочном порядке следует наладить взаимосвязь с «материнской страной» и федеральным уровнем власти упростить на этом уровне бюрократические проволочки. Учредить орган контроля, если понадобиться, для наблюдения за ходом реализации государственных программ, которые в свою очередь должны быть составлены с учетом особенностей региона. Нормы, введенные для особой экономической зоны должны соблюдаться, прежде всего, федеральной властью. Расстояние между Калининградом и страной должно быть, прежде всего, преодолено в сознании людей, если этого не случится, то никакое упрощение дорожно-визового контроля, создание коридоров через границы, нам не поможет.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.