Методика исследования вегетативного статуса и диагностика его отклонении от нормы у детей. Исходный вегетативный тонус

Страницы работы

Содержание работы

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ВЕГЕТАТИВНОГО СТАТУСА И ДИАГНОСТИКА ЕГО ОТКЛОНЕНИИ ОТ НОРМЫ У ДЕТЕЙ

ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ

им. А.С.БУБНОВА КАФЕДРА ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Методические разработки для субординаторов и врачей -ннтернов

Иваново   1992

ВВДЕНИЕ

Клиническое учение о ВНС и ее патологии своими корнями уходит в описание симптомокомплексов, возникающих при тяжелых экстремальных ситуациях, в частности,обусловленных войнами.

Клиническая практика неоднократно убеждает в главенствующее роли отклонений ВНС в возникновении и формировании никоторых болезней аппарата кровообращения, органов брюшной полости,почек и др.В одних случаях ВСД выступает как первопричина различных страданий,в других - как фон для развитая хронических психосоматических заболеваний,таких как ишемическая болезнь сердца,гипертоническая болезнь,бронхиальная астма,язвенная болезнь желудка и др.             

Среди отечественных ученых,в несших существенный вклад в изучение ВНС, необходимо назвать И.П.Павлова,И.М.Сеченова,Л.А.Орбели, Б. И.Лаврентьева, А. Д. Сперанского, А. М.Вейна.

ВНС - это комплекс центральных и периферических клеточных структур,регулирующих необходимый для адекватной реакции всех систем функциональный уровень организма.Выделяют симпатическую, парасимпатическую нервную систему.Доказано также наличие в организме третьей,так называемой, энтеральной системы.То есть каждый орган имеет собственный базовый первичный механизм регуляции.

К структуре ВНС относятся вегетативные центры ствола головного и спинного мозга: "мезенцефалитический (парасимпатический), бульбарный (парасимпатический), тораколюмбальный (симпатический), сокральный (парасимпатический).

Высшим вегетативным центром является филогенетически древнее образование - гипоталамус, который находится под регулирующим влиянием коры головного мозга.

Усиление функционирования симпатического или парасимпатического отдела в физиологических условиях ведет к кэмпенсаторному напряжению в аппаратах другого отдела,что возвращает функциональную систему к гомеоотатическим показателям.При нарушении равновесия возникает ВСД о преобладанием влияния той или иной системы.                                                     .

Наконец,каждый ребенок имеет индивидуальные наследственно-конституциональные особенности деятельности ВНС. Их наследование идет по аутосомно-доминантному типу. Детям передается от родителей тип реагирования ВНС на неспецифический стресс.

Сказанное выше обосновывает проведение обследования ВНС как неотъемлемой части оценки психосоматического статуса ребенка,необходимого для объективного суждения об уровне его здоровья.

 МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Методика исследования ВНС доступна любому врачу и складывается из определения трех компонентов функционирования ВНС:

1 - исходный вегетативный тонус;

2 - вегетативная реактивность;

3 - вегетативное обеспечение деятельности.

 Исходный вегетативный тонус.

Под ИВТ понимают более или менее стабильные характеристики состояния вегетативных показателей в период "относительного покоя".Получить представление об ИВТ можно используя таблицы A.M. Вейна с соавт.(1981) в модификации Н.А.Белоконь с соавт.(1987) (таблица1).

Данные таблицы,являясь критериями ИВТ,отражает жалобы,клинические проявления,некоторые результаты объективного исследования (КИГ,ЭКГ,анализ крови).Все они сгруппированы по системам, что дает возможность оценить вегетативные взаимоотношения не только в организме вцелом, но и внутри отдальных систем.

Выраженное нарастание ЖЕЛ, МОД может свидетельствовать о повышении тонуса симпатической нервной системы. ИНГ в итоге оценивается как:

- эйтония (вегетативное равновесие),

- ваготония (преобладание парасимпатической нервной системы),

- симпатикотония (преобладание симпатической нервной -системы).

Вегетативная реактивность

Под ВР подразумеваются вегетативные, реакции, возникающие в ответ на внешние и внутренние раздражения. При этом необходимо учитывать закон исходного уровня, который гласит: "Чем выше исходный уровень, тем в более длительном и напряженном состоянии находится система (орган),тем меньший ответ возможен при действии возмущающих стимулов, и наоборот".

Таблица I

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСХОДНОГО ВЕГЕТАТИВНОГО ТОНУСА У ДЕТЕЙ

Например, при исходной ваготонии размах вегетативных показателей на нагрузку значительно шире,чем при исходной симпатикотонии. Если исходный уровень резко изменен,то возможна ВР в виде парадоксальной или антагонистической реакции.

Методы исследования ВР:

-фармакологические - введение раствора адреналина,гистамина. инсулина,мезатона,атропина и др.;

- физические - холодовая и тепловая пробы, воздействие на рефлексогенные зоны;

-оценка показателей частоты сердечных сокращений на первой минуте КОП, в том числе по данным КИГ.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педиатрия
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
567 Kb
Скачали:
0