В выявлении данной патологии основная роль принадлежит врачу школы. Дети с повышенным артериальным давлением почти никогда не предъявляют жалоб, хотя для них характерна утомляемость, раздражительность, головная боль. Подобные состояния родителе расценивают как результат школьной перегрузки и нарушения режима дня либо относят к возрастным особенностям и потому к врачу не обращаются. Выявить повышение артериального давления чаще удается во время углубленных осмотров школьников, при которых необходимо измерять артериальное давление у всех детей. К школьным медицинским работникам часто с уроков приходят дети с жалобами на головную боль; в таких случаях измерение артериального давления также обязательно. Необходимо обращать особое внимание на-детей, родители которых страдают гипертонической болезнью.
Школьнику с повышенным артериальным давлением надо предло жить спокойно отдохнуть 15 мин и вновь измерить давление. Далее на протяжении 1—2 нед повторно измерять давление. Необходимо тщательно осмотреть школьника, проанализировать его физическое и половое развитие, ибо повышение артериального давления у подростка может быть обусловлено нарушением темпов полового и физического развития.
Клиническое обследование предпочтительно проводить в условиях стационара. В начале наблюдения санируют очаги хронической инфекции, далее при гипертонической болезни необходимо ежегодно консультировать больного, у отоларинголога, стоматолога и офтальмолога (глазное дно), при изменениях со стороны сердца — у кардиолога. Прежде всего следует организовать школьнику правильный режим дня с достаточным сном и пребыванием на воздухе. Неплохой рекомендовать после школы часовой дневной отдых в хорошо проветренной комнате. При гипертонической болезни не следует снимать физические нагрузки, ибо гиподинамия способствует нарушению сосудистого тонуса. Разрешаются занятия физкультурой, особенно на свежем воздухе, но во избежание эмоциональной нагрузки категорически запрещается участие в соревнованиях, сдача различных норм. Ходьба на лыжах, катание на коньках, плавание, вечерняя прогулка улучшают состояние больного. Полезны водные процедуры в виде контрастных душей со сменой теплой и холодной воды, лечебные ванны (соленые, хвойные). Больному гипертонической болезнью следует ограничить соль, избегать жирной и острой, пряной пищи.
Школьники, страдающие гипертонической болезнью, с учета не снимаются. При гипертонических реакциях, связанных с особенностями пубертатного периода, можно снять диспансерное наблюдение, если в течение года артериальное давление остается нормальным.
Диспансерное наблюдение школьников с пониженным артериальным давлением. У детей школьного возраста нередко отмечается понижение артериального давления. Последнее не всегда есть признак патологии. Физиологическая гипотония свойственна народам, живущим в жарких странах, она часто встречается у спортсменов, При физиологической гипотонии состояние человека не изменяется, отсутствуют жалобы, трудоспособность не нарушена. При гипотонической болезни появляются жалобы на слабость, утомляемость, сонливость, головную боль и головокружение, боль в сердце. В пубертатном периоде заболевание может протекать в виде кризов: резкая головная боль, слабость, обморочное состояние. Тошнота, рвота, анорексия, нередко сопровождают гипотоническую болезнь.
Первичная или, как ее чаще называют, нейроциркуляторная гипотония имеет единый патогенез с гипертонической болезнью. Этот невроз высших центров регуляции кровообращения провоцируют отрицательные эмоции, частые заболевания, хронические очаги инфекции, нарушения режима. Несомненна наследственная отягощенность. Считают, что гипотоническая болезнь у детей возникает рано, но проявляется в основном в пубертатном периоде. При гипотонической болезни часто выявляются нарушения сердечного ритма: тахи-и брадикардия, синусовая аритмия. Тоны сердца бывают приглушенными, выслушивается систолический шум функционального характера. При электрокардиографическом исследовании обнаруживаются признаки обменно-трофических нарушений миокарда. Сосуды сетчатки при исследовании глазного дна могут быть извиты и расширены.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.