Школа. Документы в ДДУ. Цветная маркировка диспансерных. Документы в школе. Справка при плановой госпитализации, страница 17

* Цифры диастолического давления корректировке не подлежат.

Г л а в а V

ДИСПАНСЕРНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ И ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К БОЛЬНЫМ ДЕТЯМ И ГРУППАМ РИСКА[MVB2] 

Основной принцип советского здравоохранения — предупреждение заболеваний. Диспансеризация сочетает в себе профилактику заболеваний и лечение их. Раннее и активное выявление патологических состояний, систематическое наблюдение за больными, квалифицированное их лечение до полного выздоровления — главные-задачи диспансерного метода обслуживания населения.

Для предупреждения развития заболеваний осуществляется наблюдение не только за больными, но и за людьми, которым угрожает развитие патологических состояний, их относят к группе риска. Особое значение придается диспансеризации детей, ибо истоки тяжелейшей патологии взрослых следует искать в детском возрасте.

Диспансерному наблюдению подлежат школьники:

1. С заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

2. С хроническими неспецифическими заболеваниями органов дыхания, а также реконвалесценты после острой пневмонии.

3. С хроническими поражениями ЛОР-органов.

4. С хроническими и острыми заболеваниями мочевыводящей системы.

5. С хроническими заболеваниями пищеварительного тракта.

6. С заболеваниями крови.

7. С эндокринологическими заболеваниями.

8. С патологией зрения.

9. С заболеваниями и дефектами опорно-двигательного аппарата.

10. С отклонениями в нервно-психическом развитии.

11. Контактные и инфицированные по туберкулезу.

12. Реконвалесценты и часто болеющие дети с пониженной работоспособностью и отстающие в физическом развитии.

Диспансерное наблюдение детей школьного возраста ведет участковый педиатр совместно со специалистами при активном содействии школьного врача.

В «Медицинской карте ребенка» (№ 026/У) предусмотрена специальная графа, в которой отмечается необходимость диспансерного наблюдения данного школьника, сроки проводимых осмотров и динамика течения процесса, рекомендованные лечебно-оздоровительные мероприятия.

Одним из методов оценки эффективности диспансерного наблюдения является ежегодное подведение итогов, когда врач в коротком эпикризе (при необходимости совместно со специалистом) отмечает динамику заболевания, количество рецидивов и их остроту. Далее составляется план лечебно-оздоровительных мероприятий на следующий год.

Дифференциальная диагностика и начало лечения больного проводятся обычно в стационарах. К моменту наступления частичной или полной ремиссии дети выписываются домой под наблюдение участкового врача. Однако опасность обострения процесса почти всегда остается. Дети нуждаются в продолжении лечения и наблюдении врача. Очень важно уметь правильно оценить активность процесса и своевременно назначить противорецидивное лечение. Участковый врач должен хорошо знать всех детей, требующих диспансерного наблюдения, в том числе и школьников, которые находятся на учете у специалистов. При возникновении интеркуррентных заболеваний именно участковый врач должен подумать о возможности активизации основного заболевания и своевременно назначить противорецидивную терапию.

Врач школы обязан контролировать качество диспансерного наблюдения учащегося. В последнее время в школах практикуется проведение курсов противорецидивной терапии под наблюдением врача школы. Так, дважды в году проводится консервативное лечение больных хроническим тонзиллитом. Имеется опыт лечения в школах детей с гастроэнтерологической патологией. В школах, особенно с продленным днем, организуется диетическое питание. Известно, что основной причиной обострений при патологии органов пищеварения является несоблюдение соответствующей диеты. В период ремиссии назначается одинаковая диета для гастроэнтерологических больных и больных с поражением мочевыводящей системы. Достаточно в школах организовать щадящее питание, исключающее жирную, жареную, острую пищу и крепкие мясные и рыбные бульоны (стол № 5), чтобы обеспечить рациональное питание для больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта и почек. Примерное меню-раскладка на неделю приводится в методических рекомендациях «Организация щадящего питания в школе для детей, больных хроническими заболеваниями почек, печени и желчных путей» (1978). Диетическое питание в школе назначается врачом школы. Дополнительно можно проводить лечение травами. За 15—20 мин до еды дети с заболеваниями желчевыводящих путей или почек получают настои трав, приготовленные медицинской сестрой школы. Такими простыми мерами Удается предотвратить рецидивы заболевания. Приказ Министерства здравоохранения СССР и Министерства просвещения СССР № 885/143 от 14.09.76 «О мерах по дальнейшему улучшению охраны здоровья школьников» предлагает всеми мерами содействовать организации лечебных мероприятий непосредственно в школах, обращая особое внимание на учащихся школ продленного дня.