Основные причины конфликтов. Стили поведения в конфликте. Характеристики стилей поведения в конфликтной ситуации

Страницы работы

Фрагмент текста работы

КОНФЛИКТ – это столкновение противоположно направленных тенденций, целей, интересов, установок, мотивов людей, групп, организаций, сообществ в ходе                   их взаимодействия.

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ:

1)  ограниченность ресурсов – их качественная и количественная стороны;

2)  структурные факторы (относительно стабильные  обстоятельства, существующие объективно, которые трудно или даже невозможно изменить): например, закон, системы правосудия, географическое положение, добровольная (вынужденная) изоляция или открытость системы управления, право собственности;

3)  факторы отношений (неудовлетворенность взаимодействием между 

сторонами): различные аспекты взаимозависимости (полномочия, власть,  задания и т.п.). К ним относят: нечеткость или неразработанность функциональных обязанностей сотрудников и руководителя, превышение нормы управляемости, «порочные круги» управления. Возможность конфликтной ситуации существует везде, где один человек (группа) зависит от другого человека (группы) в выполнении задания;

4)  различия в целях– противоположные тенденции в функционировании организации, производства; противоречивость заданий, которые отдаются подчиненным. Вероятность влияния этого фактора возрастает по мере увеличения организации;

5)  ценностные факторы: различия в представлениях и ценностях, принципах. 

К ним могут быть отнесены личные системы верований, религиозные, культурные, региональные, политические ценности, предрассудки, приоритеты, предпочтения и т.п.;

Ценности могут различаться по силе действия и по важности.

6)  поведенческие факторы: различия в манере поведения и жизненном опыте; грубость, проявление агрессивности, эгоистичность, нарушение обещаний, стремление к превосходству, непонятное, неуместное, непредсказуемое поведение и т.д.;

7)  личностные особенности участников столкновений: состояние здоровья работников, семейные отношения, жилищно-бытовые условия, характер                        и возможности проведения досуга, разные типы темперамента и т.п.;

8)  информационные факторы: неудовлетворительные коммуникации, неточные             и неполные сведения, включая вопросы, связанные с точностью изложения проблемы и истории конфликта; слухи, невольная дезинформация; преждевременная и/или запоздавшая информация; ненадежность экспертов, свидетелей, источников информации или данных, неточность переводов, сообщений средств массовой информации; нежелательное обнародование информации, которая может нарушить конфиденциальность и т.п.

9)  плохие условия труда: несоответствие санитарно-гигиеническим нормам, требованиям эргономики.

Исходным признаком конфликта является конфликтная ситуация – обострение отношений, возникновение противоречий между сторонами, которые перерастают при определенных обстоятельствах в конфликт.

Конфликтная ситуация включает в себя:

-  участников конфликта,

-  объект конфликта,

-  мотив конфликта.

   Участники конфликта – оппоненты обладают определенной силой или,                       как говорят, рангом, зависящим от уровня позиций, которые защищают оппоненты                                     в конфликте. Развитие конфликта часто является следствием попыток оппонентов понизить ранг своего оппонента.

Объект конфликта – внешняя причина, приведшая к возникновению конфликтной ситуации. Основной характеристикой объекта является его неделимость, ибо если объект можно разделить и способ этого деления признается всеми сторонами, конфликтная ситуация не возникает.

Мотив конфликта – внутренняя психологическая причина вступления людей                  в конфликт.

Действия оппонентов под влиянием мотива, направленные на овладение объектом для единоличного манипулирования им носит название инцидент,                                        в результате чего конфликтная ситуация перерастает в конфликт.

Типологии конфликтов достаточно многочисленны. «Краткий словарь                                      по социологии» предлагает типологию конфликтных ситуаций, которая считается хрестоматийной для конфликтов в трудовой сфере:

§  производственно-технологические: в руководстве фирмы это конфликты по поводу выбора стратегии, целей организации и средств их достижения;                            в производственных подразделениях – между «кабинетными специалистами»              и «практиками от станка» по поводу способов выполнения заданий и т.п.;

§  экономические: по поводу экономических интересов субъектов трудового взаимодействия;

§  административно-управленческие: по поводу разделения прав                                                                                     и обязанностей, структуры организации, организации принятия решений              и т.п.;

§  социально-психологические: по поводу коммуникаций, совместимости, психологического аспекта адаптации, группового взаимодействия, социального статуса и роли, удовлетворенности трудом и отношения к нему и т.п.

§  организационно-трудовые: они вызываются недостатками в разделении

Похожие материалы

Информация о работе