Управление персоналом – это наука управления ведущим фактором производства

Страницы работы

Фрагмент текста работы

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ – ЭТО НАУКА УПРАВЛЕНИЯ

ВЕДУЩИМ ФАКТОРОМ ПРОИЗВОДСТВА.

ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ.

«Из всех решений,

принимаемых руководителем,

ни одно не может сравниться  по своей важности

 с решениями в отношении сотрудников,

поскольку именно  они определяют

 результативность любой организации»

            УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ - это комплексная прикладная наука                                  об организационно-экономических, административно-управленческих, технологических, правовых, групповых и личностных факторах, способах                            и методах воздействия на персонал предприятия для повышения эффективности                   и достижения целей организации.

               Объектом этой науки являются личности и общности (формальные и неформальные группы, профессионально-квалификационные и социальные группы, коллективы и организация                   в целом).

               Субъект «организация» рассматривается и как целостный организм  (по Файолю, «единство материального и социального»), и как весь трудовой коллектив, но зачастую приходится рассматривать и персоналии, руководство или хозяев организации, представляющих, персонифицирующих её интересы и определяющих её особенности и поведение.

            Предметом науки управление персоналом являются основные закономерности  и движущие силы, определяющие поведение людей и общностей в условиях совместного труда.

Задачей является познание закономерностей и факторов поведения и их применение                                          в достижении целей организации с учетом личных и групповых интересов персонала.

            В идеале – это создание организации, работающей на принципе сотрудничества, в которой оптимально сочетается движение                                            к общеорганизационным, групповым и индивидуальным целям.

Условия, в которых развивается современная отечественная наука управления персоналом и которые приходится учитывать специалистам и исследователям, характеризуются следующим образом:

·  сравнительная дешевизна живого труда по сравнению с материальными факторами производства, а потому восприятие людей как второстепенных;

·  слабость и коррумпированность органов государственного контроля, неопределенность государственных интересов и способов их достижения в рамках провозглашаемых новых гуманистических идей;

·  влияние дурного примера государства, ведущего конфискационную политику в отношении бизнеса, заглушающего позитивную частную инициативу, создающего условия,                     при которых частный бизнес невыгоден, а зачастую и просто невозможен;

·  неоформленность гражданского общества, отсутствие действенных механизмов его воздействия на власть в целях обеспечения общественных интересов;

·  ментальные черты, сохраняющиеся в сознании многих руководителей со времен тоталитарной системы, основной  из которых является приоритет интересов системы, государства, коллектива над интересами и правами личности;

·  слабая и/или полностью отсутствующая подготовка руководителей в области гуманитарных наук;

·  ограничение возможностей для исследований в области управления персоналом, социологии, психологии и других областей знаний, вызванное как необразованностью руководителей, так и ограниченностью средств многих организаций и скудностью бюджетов;

·  попытки ошибочного использования зарубежного опыта в силу непонимания сути системного несходства объектов у нас и за рубежом.

            Управление персоналом как вид деятельностиэто управление живым трудом, людьми, наиболее сложным и перспективным, потенциально неисчерпаемым ресурсом предприятия, в решающей степени определяющим эффективность деятельности, конкурентоспособность и выживаемость организации.

Принципы управления персоналом как интегративной науки, сферы деятельности, профессии – это:

1)  научность, использование достижений научных дисциплин, имеющих своим объектом человека, социальные общности, организации, труд;

2)  системность в восприятии объектов исследования и управления и факторов, влияющих на их поведение;

3)  гуманизм, основывающийся на индивидуальном подходе, восприятии персонала как главного достояния организации, а каждого работника – как уникальной личности с большим потенциалом;

4)  профессионализм, предполагающий у работников службы Управления персоналом наличие адекватного образования, опыта и контекстуальных навыков, позволяющих эффективно управлять персоналом конкретного предприятия.

Президент школы международного менеджмента Г.М.Озеров, имеющий опыт обучения нескольких тысяч руководителей и специалистов, полагает,                      что управление персоналом должно базироваться на следующих принципах:

  1. Человек – основа корпоративной культуры. Спешные предприятия уделяют большое внимание персоналу; когда людей ставят во главу перемен, они становятся движущей силой этих перемен.
  2. Менеджмент для всех. Управление должно осуществляться на трех уровнях: высшее руководство, среднее руководство («команда»)                    и нижнее звено («сотрудники»).
  3. Эффективность как критерий успеха организации, заключающаяся                 в достижении целей с оптимальным использованием ресурсов и максимизации прибыли.
  4. Взаимоотношения как критерий успеха организации. Возникающие проблемы из «мира чувств» (психологические отношения, коммуникации, ценности, мотивы) должны быть приоритетными                   по сравнению с проблемами из «мира фактов» (техника, технология, организация). Принцип «клиент, прежде всего» более предпочтителен, чем «иерархия прежде всего».
  5. Качество как критерий эффективности. Необходимо работать с пятью взаимосвязанными подсистемами качества: личное качество, качество команды, качество продукта, качество сервиса, качество организации.
  6. Команды как критерий успеха организации. Все работающие в организации являются сотрудниками. Все они члены социальной группы (команды). Все сотрудники и отдельные сотрудники, входящие в команду, вносят

Похожие материалы

Информация о работе