Оценка эффективности программ обучения является центральным моментом управления профессиональным обучением в современной организации. Оценить эффективность каждой отдельной программы достаточно сложно, поскольку далеко не всегда удается определить её влияние на конечные результаты деятельности всей организации. В таком случае эффективность может оцениваться по степени достижения стоящих перед программой целей.
Некоторые программы обучения создаются не для выработки конкретных навыков, а для формирования определенного типа мышления и поведения (характерно для программ, направленных на профессиональное развитие молодых сотрудников организации). Эффективность таких программ довольно сложно измерить напрямую, поскольку результаты, в этом случае, рассчитаны на долгосрочную перспективу и связаны с поведением и сознанием людей, которые не поддаются точной оценке. В подобных случаях можно использовать косвенные методы:
- тесты, проводимые до и после обучения, показывающие насколько увеличились знания обучающихся;
- наблюдение за поведением прошедших обучение сотрудников на рабочем месте;
- наблюдение за реакцией обучающихся в ходе программы;
- оценку эффективности программы самими обучающимися с помощью анкетирования или в ходе открытого обсуждения;
- метод «контрольных групп» (когда сравниваются две группы людей, с одной проводится обучение, а вторая выступает в качестве контрольной);
- метод опроса клиентов, для определения уровня удовлетворенности обслуживанием до и после тренинга.
В любом случае критерии оценки должны быть установлены до обучения и доведены до сведения обучающихся, обучающих и управляющих процессом профессионального обучения в организации. После завершения обучения и проведения его оценки результаты сообщаются в отдел человеческих ресурсов, руководителям обучавшихся сотрудников и самим сотрудникам, а также используются в дальнейшем при планировании профессионального обучения.
Очень полезным является проведение повторной оценки эффективности обучения путем анализа изменений в результатах работы прошедших его сотрудников через определенный период времени (полгода или год), что дает возможность оценить долгосрочный эффект программы.
Профессиональное обучение связано со значительными материальными издержками, поэтому формирование и контроль за исполнением бюджета являются важнейшими элементами управления профессиональным обучением.
Два фактора влияют на величину бюджета:
- потребность организации в обучении;
- финансовое состояние организации.
Затраты на обучение персонала – это издержки организации на процесс целенаправленного формирования знаний, умений и навыков работников, позволяющих реализовывать стратегию развития организации.
При расчете бюджета профессионального обучения должны быть учтены все компоненты издержек:
- категория обучаемых;
- число обучаемых;
- выбор формы обучения;
- выбор метода обучения;
- степень сложности программ обучения;
- оплата работы приглашаемых преподавателей;
- расходы на аренду учебных помещений;
- приобретение материалов и оборудования;
- затраты, связанные с отсутствием сотрудников на рабочем месте и т.д.
Программа обучения |
Число обучающихся |
Срок обучения |
Затраты |
Ответственный исполнитель |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Актуальность. То о чем говорится во время обучения, должно иметь отношение к профессиональной или частной жизни обучающихся. Взрослые плохо воспринимают отвлеченные или абстрактные темы.
2. Участие. Обучающиеся должны активно участвовать в учебном процессе и непосредственно использовать новые знания и навыки уже в ходе обучения.
3. Повторение. Оно помогает новому закрепиться в памяти и превращает приобретенные навыки в привычку.
4. Обратная связь.Обучающимся нужно постоянно предоставлять информацию о том, насколько они продвинулись вперед. Наличие такой информации позволяет им скорректировать свое поведение для достижения более высоких результатов.
В обратной связи взрослые люди ценят не столько абсолютную оценку, сколько возможность сделать предложения по усовершенствованию, «быть услышанным», поделиться своим опытом.
НА АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В ПРОГРАММЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ:
- стремление сохранить работу, остаться в занимаемой должности;
- желание получить повышение или занять новую должность;
- интерес к самому процессу овладения новыми знаниями и навыками, стремление развить в себе новые способности, навыки;
- желание установить контакты с другими участниками программы
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.