КОНФЛИКТ – это столкновение противоположно направленных тенденций, целей, интересов, установок, мотивов людей, групп, организаций, сообществ в ходе их взаимодействия.
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ:
1) ограниченность ресурсов – их качественная и количественная стороны;
2) структурные факторы (относительно стабильные обстоятельства, существующие объективно, которые трудно или даже невозможно изменить): например, закон, системы правосудия, географическое положение, добровольная (вынужденная) изоляция или открытость системы управления, право собственности;
3) факторы отношений (неудовлетворенность взаимодействием между
сторонами): различные аспекты взаимозависимости (полномочия, власть, задания и т.п.). К ним относят: нечеткость или неразработанность функциональных обязанностей сотрудников и руководителя, превышение нормы управляемости, «порочные круги» управления. Возможность конфликтной ситуации существует везде, где один человек (группа) зависит от другого человека (группы) в выполнении задания;
4) различия в целях– противоположные тенденции в функционировании организации, производства; противоречивость заданий, которые отдаются подчиненным. Вероятность влияния этого фактора возрастает по мере увеличения организации;
5) ценностные факторы: различия в представлениях и ценностях, принципах.
К ним могут быть отнесены личные системы верований, религиозные, культурные, региональные, политические ценности, предрассудки, приоритеты, предпочтения и т.п.;
Ценности могут различаться по силе действия и по важности.
6) поведенческие факторы: различия в манере поведения и жизненном опыте; грубость, проявление агрессивности, эгоистичность, нарушение обещаний, стремление к превосходству, непонятное, неуместное, непредсказуемое поведение и т.д.;
7) личностные особенности участников столкновений: состояние здоровья работников, семейные отношения, жилищно-бытовые условия, характер и возможности проведения досуга, разные типы темперамента и т.п.;
8) информационные факторы: неудовлетворительные коммуникации, неточные и неполные сведения, включая вопросы, связанные с точностью изложения проблемы и истории конфликта; слухи, невольная дезинформация; преждевременная и/или запоздавшая информация; ненадежность экспертов, свидетелей, источников информации или данных, неточность переводов, сообщений средств массовой информации; нежелательное обнародование информации, которая может нарушить конфиденциальность и т.п.
9) плохие условия труда: несоответствие санитарно-гигиеническим нормам, требованиям эргономики.
Исходным признаком конфликта является конфликтная ситуация – обострение отношений, возникновение противоречий между сторонами, которые перерастают при определенных обстоятельствах в конфликт.
Конфликтная ситуация включает в себя:
- участников конфликта,
- объект конфликта,
- мотив конфликта.
Участники конфликта – оппоненты обладают определенной силой или, как говорят, рангом, зависящим от уровня позиций, которые защищают оппоненты в конфликте. Развитие конфликта часто является следствием попыток оппонентов понизить ранг своего оппонента.
Объект конфликта – внешняя причина, приведшая к возникновению конфликтной ситуации. Основной характеристикой объекта является его неделимость, ибо если объект можно разделить и способ этого деления признается всеми сторонами, конфликтная ситуация не возникает.
Мотив конфликта – внутренняя психологическая причина вступления людей в конфликт.
Действия оппонентов под влиянием мотива, направленные на овладение объектом для единоличного манипулирования им носит название инцидент, в результате чего конфликтная ситуация перерастает в конфликт.
Типологии конфликтов достаточно многочисленны. «Краткий словарь по социологии» предлагает типологию конфликтных ситуаций, которая считается хрестоматийной для конфликтов в трудовой сфере:
§ производственно-технологические: в руководстве фирмы это конфликты по поводу выбора стратегии, целей организации и средств их достижения; в производственных подразделениях – между «кабинетными специалистами» и «практиками от станка» по поводу способов выполнения заданий и т.п.;
§ экономические: по поводу экономических интересов субъектов трудового взаимодействия;
§ административно-управленческие: по поводу разделения прав и обязанностей, структуры организации, организации принятия решений и т.п.;
§ социально-психологические: по поводу коммуникаций, совместимости, психологического аспекта адаптации, группового взаимодействия, социального статуса и роли, удовлетворенности трудом и отношения к нему и т.п.
§ организационно-трудовые: они вызываются недостатками в разделении
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.