1.) Формальные процессы и неформальные процедуры.
Операция – некоторые действия, направленные на достижение определённых целей.
Процесс – последовательность операций.
Процесс управления – целенаправленный перевод системы из одного состояния в другое – желаемое состояние.
Формальные процессы – процессы управления, которые могут быть описаны математически (формулами, таблицами, графиками).
Неформальные процедуры - процессы управления, которые могут быть описаны только словесно.
Описания формальных процессов отличаются однозначностью, неформальных процедур - неоднозначностью.
Неформальные процедуры оцениваются экспертами, индивидуально или коллективно.
2.) Цикл управления.
Весь цикл управления можно представить в виде:
где УЧ – управляющая часть; ОУ – объект управления.
Система – совокупность взаимодействующих элементов, обладающая свойствами, которыми её компоненты в отдельности не обладают.
Структура системы – совокупность элементов системы и их связей.
Цель – состояние, к которому стремится система.
Среда – система большей размерности, в которой рассматриваемая система управления является составной частью.
Критерий – оценка важности решений.
Учёт – определение текущего состояния системы.
Контроль – определение отклонения текущего состояния от плана
Решение (управляющее воздействие, управление) – выбор из множества возможных воздействий на основе поставленной цели и принятого критерия.
Объект управления – динамическая система регулирования, преобразующая ресурсы в продукты и находящаяся под действием возмущающих и управляющих воздействий.
Управляющая часть – элемент, вырабатывающий решение и передающий это решение на объект управления.
3.) Информационно-поисковые и информационно-советующие системы.
Автоматизированное управление – управление, на одном из этапов которого используется компьютеры.
Автоматизированное управление делится на информационный поиск и информационносоветующий режим.
Цикл управления с использованием информационно-поисковой системы можно представить в виде:
где БД – база данных; ЛПР – лицо, принимающее решение.
ЛПР в конце рабочего дня или перед рабочим днём распечатывает экранную форму вида:
Отчёт о выполнении плана за XX.XX.XXXX
Название |
План |
Факт |
Отклонение |
ЛПР интересуется позициями с отклонениями и вырабатывает какие-то решения.
Здесь нужно учесть, что человек успешно обрабатывает информацию, при потоке до 8 бит/с. На начальника цеха идёт поток до 30 бит/с, а на руководителя холдинга - до 45 бит/с. Поэтому решение ЛПР может оказаться ошибочным и в дальнейшем может потребоваться его исправить, для чего нужны дополнительные ресурсы и время. Одним из выходов из положения оказалось использование информационно-советующего режима.
Схему процесса управления с использованием информационно-советующего режима можно представить в виде:
Наиболее сложна алгоритмизация этапов, отмеченных на рисунке цифрами 1 – 3.
Первоначально, этой алгоритмизацией занимались исследователи, предлагающие свои программы, а ЛПР вводил исходные данные и получал результат. Компьютерное решение часто не совпадало с решениями ЛПР, что приводило к недоверию к компьютерам, вплоть до их отторжения.
Чтобы устранить этот недостаток для составления алгоритмов стали привлекать ЛПР. С ними проводилась беседа по схеме: «Ваше подразделение не выполнило план за прошлый день и с начала месяца, ваши действия?». ЛПР отвечал рассуждениями по схеме «если …, то …». В результате строилась приближённая (имитационная) модель.
В дальнейшем, пришли к такому варианту: первоначально строят имитационную модель и её изучают, а затем переходят к оптимизационной модели.
4.) Предприятие как система управления. Состав и связи функциональных подсистем.
Рассмотрим объект управления как систему преобразования ресурсов в продукты:
Рассмотрим более подробно структуру предприятия:
где ТЭП – технико-экономическое планирование; ТПП – техническая подготовка производства; БУ – бухгалтерский учёт; ОУОП – оперативное управление основным производством; МТС – материально-техническое снабжение; ОГК – отдел главного конструктора; ОГТ – отдел главного технолога; ОМ – отдел маркетинга; ПМ – подсистема маркетинга.
Для удобства проектирования и эксплуатации ОУ реализован в виде связанных элементов. Элементы объекта управления и соответствующие им элементы управляющей части образуют локальные системы управления с простейшей структурой. Таким системы при ручном управлении называются службами, а при автоматизированном управлении – функциональными подсистемами.
Ручное управление – управление, на всех этапах которого в управляющей части присутствует человек.
Автоматизированное управление – управление, на одном из этапов которого используется компьютеры.
Функциональная подсистема - часть системы, выделенная по неформальному признаку.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.