Наиболее полное изложение вопросов темы см.: Лосский Н.О. история русской философии. - М.: 1991.
Литература:
1. Лосский Н.О. История русской философии. - М.: Высшая школа, 1991. – 567 с.
2. Русский космизм. Антология философской мысли. - М.: Наука, 1993. – 256 с.
3. Гиренок Ф.И. Русские космисты. - М.: Наука, 1990. – 124 с.
4. О России и русской философской культуре. - М.: 1990.
8. Зеньковский В.В. История русской философии. - М.: 1991.
Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1991. - 525 с. - (Мыслители ХХ века).
9. Казарян В.П. У истоков экологического мышления в России. //Вестник МГУ, 1998. № 1.
10. Философия: учебное пособие. /Под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: 1996.
11. Философский энциклопедический словарь. - М.: 1997.
12. Философия курс лекций. А.А. Радугин. - М.: 1998.
13. Паршин А.Н. Русская религиозная мысль: возрождение или консервация? //Вопросы философии. – 2002. - № 4.
14. Симаков К.В. Концепция реального времени-дления В.И. Вернадского. //Вопросы философии. - 2003. - № 4.
Тема № 18. Философия Вл. Соловьева
План
1. Философия и проблема истинного знания.
2. Абсолютное первоначало. Три ипостаси.
3. Антропоцентризм и этика всеединства В. Соловьева.
4. Философия истории В. Соловьева.
Методические указания
По первому вопросу покажите, что Соловьев различал три источника познания: опыт, разум и “мистическую сферу”. Безусловное “всеединство” постигается лишь “цельным” знанием, которое представляет собой синтез мистического, рационального (философского) и эмпирического (научного) знания.
По второму вопросу подчеркните, что в метафизике доминирует учение об Абсолюте как “всеединстве”. Выделяется три вида бытия: явления, идеальная сфера, абсолютное бытие.
По третьему вопросу обратите внимание на теснейшую связь антропологии с метафизикой и космологией Соловьева. Этика основана на религии: человек нравственен, если он свободно подчиняется Богу, стремится к “абсолютному добру”.
По четвертому вопросу покажите, что философия истории связана с общей концепцией: космический процесс переходит в исторический. Исторический процесс ведет к торжеству добра. Проанализируйте идею эсхатологии.
Наиболее полное изложение вопросов см.: Лосский Н.О. История русской философии. - М.: 1991.
Литература:
1. Лосев А.Ф. В. Соловьев. - М.: 1983.
2. Кувакин В.А. В. Соловьев. - М.: 1988.
3. Лосев А. Владимир Соловьев и его время. - М.: 1990.
4. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1991. - 525 с. - (Мыслители ХХ века).
5. Соловьев В. Соч. в 2 ч. - М.: 1990.
6. Шапошников Л. Соловьев и православное богословие. - М.: 1990.
7. Лосский Н.О. История русской философии. - М.: 1991.
8. Философский энциклопедический словарь. - М.: 1997.
9. Синеокая Ю.В. Проблема сверхчеловека у Соловьева и Ницше. //Вопросы философии, 2002. № 2.
10.Хоружий С.С. Ницше и Соловьев о кризисе европейского человека. //Вопросы философии. - 2002. - № 2.
11.Гадеев А.В. Философия. Курс лекций. - Керчь, 2013.
Тема № 19. Философия Н. Бердяева
План
1. Антропоцентризм и персонализм - основа философии Н. Бердяева.
2. Идея свободы Н. Бердяева.
3. Проблема личности в социальной философии и этике Н. Бердяева.
4. Социальные идеи Н. Бердяева.
Методические указания
По первому вопросу покажите, что проблему активности и свободы личности решает, по Бердяеву, только христианский экзистенциализм (или персонализм).
По второму вопросу уясните, что идея свободы определяет всю онтологию Бердяева. Единственная реальность - существование субъекта, основа творчества которого - “абсолютная свобода”, выводимая из “бездны”.
По третьему вопросу обратите внимание на то, что идея личности лежит в основе социальной философии и этики. Личность мыслится как средоточие всех духовных и душевных способностей человека.
По четвертому вопросу покажите, что смысл истории - в избавлении от объективации. Конфликт между личностью и объективацией - главное содержание учения Бердяева о человека и обществе.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.