Философия, круг ее проблем и роль в обществе. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия и философия, страница 8

Наиболее полное изложение вопросов темы см.: Лосский Н.О. история русской философии. - М.: 1991.

Литература:

1.  Лосский  Н.О. История русской философии. - М.: Высшая школа, 1991. – 567 с.

2.  Русский космизм. Антология философской мысли. - М.: Наука, 1993. – 256 с.

3.  Гиренок Ф.И. Русские космисты. - М.: Наука, 1990. – 124 с.   

4.  О России и русской философской культуре. - М.: 1990.

8. Зеньковский В.В. История русской философии. - М.: 1991.

Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1991. - 525 с. - (Мыслители ХХ века).

9.  Казарян В.П. У истоков экологического мышления в России. //Вестник МГУ, 1998. № 1.

10. Философия: учебное пособие. /Под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: 1996.

11. Философский энциклопедический словарь. - М.: 1997.

12. Философия курс лекций. А.А. Радугин. - М.: 1998.

13. Паршин А.Н. Русская религиозная мысль: возрождение или консервация? //Вопросы философии. – 2002. - № 4.

14. Симаков К.В. Концепция реального времени-дления В.И. Вернадского. //Вопросы философии. - 2003. - № 4.

Тема № 18. Философия Вл. Соловьева

План

1. Философия и проблема истинного знания.

2. Абсолютное первоначало. Три ипостаси.

3. Антропоцентризм и этика всеединства В. Соловьева.

4. Философия истории В. Соловьева.

Методические указания

По первому вопросу покажите, что Соловьев различал три источника познания: опыт, разум и “мистическую сферу”.  Безусловное “всеединство” постигается лишь “цельным” знанием, которое представляет собой синтез мистического, рационального (философского) и эмпирического (научного) знания.

По второму вопросу подчеркните, что в метафизике доминирует учение об Абсолюте как “всеединстве”. Выделяется три вида бытия: явления, идеальная сфера, абсолютное бытие.

По третьему вопросу обратите внимание на теснейшую связь антропологии с метафизикой и космологией Соловьева. Этика основана на религии: человек нравственен, если он свободно подчиняется Богу, стремится к “абсолютному добру”.

По четвертому вопросу покажите, что философия истории связана с общей концепцией: космический процесс переходит в исторический. Исторический процесс ведет к торжеству добра. Проанализируйте идею эсхатологии.

Наиболее полное изложение вопросов см.: Лосский Н.О. История русской философии. - М.: 1991.

Литература:

1.  Лосев А.Ф. В. Соловьев.  - М.: 1983.

2.  Кувакин В.А. В. Соловьев. - М.: 1988.

3.  Лосев А. Владимир Соловьев и его время. - М.: 1990.

4.  Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1991. - 525 с. - (Мыслители ХХ века).

5.  Соловьев В. Соч. в 2 ч. - М.: 1990.

6.  Шапошников Л. Соловьев и православное богословие. - М.: 1990.

7.  Лосский Н.О. История русской философии. - М.: 1991.

8.  Философский энциклопедический словарь. - М.: 1997.

9.  Синеокая Ю.В. Проблема сверхчеловека у Соловьева и Ницше. //Вопросы философии, 2002. № 2.

10.Хоружий С.С. Ницше и Соловьев о кризисе европейского человека. //Вопросы философии. - 2002. - № 2.

11.Гадеев А.В. Философия. Курс лекций. - Керчь, 2013.

Тема № 19. Философия Н. Бердяева

План

1. Антропоцентризм и персонализм - основа философии Н. Бердяева.

2. Идея свободы Н. Бердяева.

3. Проблема личности в социальной философии и этике Н. Бердяева.

4. Социальные идеи Н. Бердяева.

Методические указания

По первому вопросу покажите, что проблему активности и свободы личности решает, по Бердяеву, только христианский экзистенциализм (или персонализм).

По второму вопросу уясните, что идея свободы определяет всю онтологию Бердяева. Единственная реальность - существование субъекта, основа творчества которого - “абсолютная свобода”, выводимая из “бездны”.

По третьему вопросу обратите внимание на то, что идея личности лежит в основе социальной философии и этики. Личность мыслится как средоточие всех духовных и душевных способностей человека.

По четвертому вопросу покажите, что смысл истории - в избавлении от объективации. Конфликт между личностью и объективацией - главное содержание учения Бердяева о человека и обществе.