Философия, круг ее проблем и роль в обществе. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия и философия, страница 6

6. Философия: Учебное пособие. /Под ред. В.Н. Лавриненко. - М: Культура и спорт, 1998. – 584 с.

7. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 1999. – 816 с.

ТЕМА 12.  Немецкое Просвещение Х1Х в. (Гегель)

План

1.  Система гегелевской философии.

2.  Диалектика Гегеля.

3.  Противоречие между методом и системой Гегеля.

4.  Социально-философские концепции Гегеля.

Методические указания

По первому вопросу определите систему гегелевской философии как систему абсолютного (объективного) идеализма. Покажите три этапа в развитии абсолютной идеи.

По второму вопросу дайте анализ важнейших законов и категорий диалектики, подчеркните создание Гегелем системы диалектической логики.

По третьему вопросу покажите, что диалектический метод Гегеля вступает в противоречие с требованием системы, которая обязательно должна быть завершена, абсолютная истина должна быть достигнута.

По четвертому вопросу рассмотрите как объективный дух”, охватывая социальную сферу, развертывается в праве, морали и нравственности. Историко-философский процесс выступает в качестве поступательного движения к абсолютной истине.

Наиболее полное изложение вопросов темы см.: Дворцов А.Г. Гегель. - М.: 1972.

Литература:

1.  Овсянников М.Ф. Гегель. - М.: Наука, 1971. – 132 с.

2.  Дворцов А.Т. Гегель. - М.: Просвещение, 1972. – 156 с.

3.  Кисель М.  Гегель и современный мир. - М.: 1982. – 121 с.

4.  История философии в кратком изложении. - М.: Мысль, 1991. – 590 с.

5. Философия: учебник для вузов. /Под ред. В.П. Кохановского. - Р-н/Д.: Феникс, 1999. – 576 с.

6.  Гадеев А.В. Философия. Курс лекций. - Керчь, 2008. – 147 с.

ТЕМА 13.  Немецкое Просвещение Х1Х в. (Л. Фейербах)

План

1.  Антропологический материализм Фейербаха.

2.  Теория познания Фейербаха.

3.  Социально-философские взгляды, гуманизм Фейербаха.

Методические указания

По первому вопросу рассмотрите антропологизм Фейербаха как выдвижение на первый план проблемы сущности человека.

По второму вопросу следует отметить эмпиризм и сенсуализм теории познания.

По третьему вопросу покажите исследование религии и морали.

Наиболее полное изложение вопросов темы см.: Быковский Б. Людвиг Фейербах. - М.: 1967.

Литература:

1.  Быховский Б.  Людвиг Фейербах. - М.: Наука, 1967. – 132 с.

2. История философии в кратком изложении. - М.: Мысль, 1991. – 590 с.

3.  Элез И.  Проблема бытия и мышления в философии Фейербаха. - М.: Наука, 1987. – 214 с.

4. Философский энциклопедический словарь.  - М.: 1997. – 840 с.

5. Философия: Учебное пособие. /Под ред. В.Н. Лавриненко. - М: Культура и спорт, 1998. – 584 с.

ТЕМА 14.  Украинская философия (философия в культуре

Киевской Руси)

План

1.     Особенности эпохи раннего феодализма.

2. Концепция всемирной истории в “Слове о законе и благодати”Иллариона.

3.  Социально-политические проблемы и этические принципы в “Поучении” Владимира Мономаха.

Методические указания

По первому вопросу обратите внимание на социально-исторические предпосылки образования феодального государства, значение принятия христианства и развитие феодальных отношений: феодальную раздробленность.

По второму вопросу ознакомьтесь с концепцией всемирной истории как постепенного распространения христианства на все народы мира, в том числе и на украинский.

По третьему вопросу обрисуйте образ идеального христианского властелина, покажите как Мономах учит князей искусству управления страной и военному делу. Этические взгляды базируются на “теории малых дел”: “малыми делами можно получить милость Божию: покаянием, слезами и милостынею”.

Наиболее полное изложение вопросов см.: Поляков Л.В. Философские идеи в культуре Древней Руси. - М.: 1988.

Литература:

1.  Грушевский М. Иллюстрированная история Украины. - К., МПП «Левада», 1997. – 696 с.

2.  Златоструй. Древняя Русь Х-Х111 вв. - М., Высшая школа, 1990. – 235 с.

3.  Поляков Л.В. Философские идеи в культуре Древней Руси. - М.: 1988. Наука, 1988. – 167 с.

4.  Горский В.С. Нариси з історіі філософської культури. - К.: Лыбидь, 1993. – 286 с.