Философия, круг ее проблем и роль в обществе. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия и философия, страница 2

Рассмотрение второго вопроса можно начать с определения мифа, религии и философии. Затем провести их сравнительный анализ, выделив общее и особенное. Общим будет являться то, что и миф, и религия, и философия - определенные типы мировоззрения. Обратите внимание и на их особенности: миф проявляется как обобщение в конкретно-чувственной форме; религия определяется верой в сверхчувственное, а философия - стремится к логической обоснованности своего знания.

При подготовке к третьему вопросу важно учитывать основные подходы к определению философии. Философию можно определять и как особый тип мировоззрения (например, философия - теория мировоззрения), и как определенное знание (философия - учение о бытии вообще).

Завершается тема анализом основных функций философии: мировоззренческой, познавательной, критической, методологической и интерактивной.

Для углубленного понимания предмета философии целесообразно изучить статьи А.Н. Чанышева (“Вестник МГУ” 1998 №1, 1999 № 1) и Ю.А. Урманцева (“Вопросы философии” 1993 № 4).

Литература:

1.  Кальной Н.И. Философия. Учебное пособие. – Симферополь, 2002. – 448 с.

2.  Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 1999. – 816 с.

3.  Философский энциклопедический словарь. - М.: 1997.- 840 с.

4.  Мифы народов мира. - М.: 1998.- т. 1. -672 с. – т. 2. – 720 с.

5.  На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение. - М.: Политиздат, 1990. – 528 с.

6.  Радугин А.Н. Философия: Учеб. Пособие для вузов. – М.: Центр, 2001. – 320 с.

7. Философия: Учебник для вузов. /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П Ратникова. - М.:Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 584 с.

8.  Философия: Учебник для вузов. /Под ред. В.П. Кохановского. – Р-н/Д.: Феникс, 1999. – 576 с.

9.  Гадеев А.В. Философия. Курс лекций. - Керчь, КГМТУ, 2013.- 148 с.

ТЕМА 2.  Философия Древнего  Востока

План

1.  Упанишады. Древнеиндийская философия: основные школы.

2.  Древнекитайская философия: основные школы.

3.  Проблема человека в философии и культуре Древнего Востока.

Методические указания

По первому вопросу покажите, что Упанишады - философская часть, завершающая Веды (“знание”, “ведение”) - древнейший литературный памятник Индии.

Обратите внимание на основные школы: веданта, минанса, йога, вайшешика, ньяя, санкхья, чарвака. К школам (даршанам) относят буддизм и джайнизм.

По второму вопросу  выясните содержание и особенности древнекитайских философских школ: конфуцианства, моизма, легизма, даосизма, натурфилософов и школы имен.

При подготовке третьего вопроса выясните роль и место “первочеловека” в ведических и китайских мифах. Рассмотрите соотношение восточной деспотии и личностной индивидуальности.

Наиболее подробно вопросы темы изложены в книгах: Васильев Л. История религий Востока. - М.: 1998 Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. - М.: 1982.

Литература:

1.  Васильев Л.  История  религии Востока. - М.: 1998.- 416 с.

2.  Древнекитайская философия. Начальный период. - М.: 1972. - 372 с.

3.  История философии в кратком изложении. - М.: Мысль, 1991. – 590 с.

4.  Древнекитайская философия. Собрание текстов. - М.: 1972. – т. 1 – 363 с.

5.  Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. - М.: 1982. – 374 с.

6.  Философия: Учебник для вузов. /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П Ратникова. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 584 с.

7.  Гадеев А.В. Философия. Курс лекций. - Керчь, КГМТУ, 2013. – 148 с.

8.  Кальной Н.И. Философия. Учебное пособие. – Симферополь, 2002. – 448 с.

ТЕМА 3.   Античная философия

План

1.  Космоцентрический характер древне-греческой философии.

2.  Становление античной диалектики.

3. Учение о бытии Парменида, Демокрита, Платона и Аристотеля.

Методические указания

Выяснение первого вопроса следует начать с установления специфики греческой философии, особенно в начальный период ее развития. Этой спецификой является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом.

Второй вопрос посвящен становлению учения о взаимосвязи с развитии. Выделите диалектику Гераклита, согласно которой все сущее надо мыслить как подвижное единство и борьбу противоположностей.