7. РАСЧЕТ ПРОЧНОСТИ ЭЛЕМЕНТОВ КРЕПЛЕНИЯ ПОДВАГОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ
В данном разделе производится расчет прочности элементов крепления подвагонного оборудования: бака сливного с защитным кожухом КШМС6674.005-000, преобразователя ПЧ-24, ящиков 2Я.087, 2Я.117 и топливного бака. Кто и по какому черт. делает эти крепления ??? Кузов ???
7.1 Расчет инерционных нагрузок
7.1.1 Оборудование, жестко закрепленное (без амортизаторов) на раме вагона, рассчитывается с учетом возникающих в эксплуатации сил инерции. Расчетные значения этих сил определяются по таблице 3.
Таблица 3
Расчетные силы |
Обозна- чение |
Расчетные режимы |
|
I |
III |
||
Продольная |
Рх |
||
Вертикальная |
Рz |
||
Боковая |
Ру |
– |
Дать расшифровку I, II, III расч. Режимов ???
В таблице приняты следующие обозначения:
Рх, Ру, Рz,– расчетные силы, приложенные в центре масс элемента
оборудования, кН; координаты ???
Рст – вес брутто подвешенного элемента, кН; статический ??
ах,I – продольное ускорение при I режиме, м/с2, ах,I = 5g;
ах,III – продольное ускорение при III режиме, м/с2, ах,III = 1,5g;
ау,III – боковое ускорение при III режиме, м/с2, ау,III = 0,4g;
kдв – коэффициент вертикальной динамики для подвагонного
оборудования, kдв = 0,187;
hк – расстояние от центра масс порожнего кузова до оси автосцепки, м
hк = 1,08м;
l – полубаза вагона, м база 17,0 м; тогда l = 17,0 : 2 = 8,5м;
х – расстояние от среднего поперечного сечения вагона до центра
масс элемента оборудования, м. дать рисунок ??
7.1.2 Расчет нагрузок на подвагонное оборудование произведен в соответствии с расчетными формулами таблицы 3. Полученные значения приведены в таблице 4.
Таблица 4
Наименование оборудования |
Рст, кН |
х, м |
Нагрузки, кН |
||||
I режима |
III режима |
||||||
Рх |
Рz |
Рх |
Ру |
Рz |
|||
Бак сливной (наполненный) |
5,4 |
11,1 |
27,0 |
7,6 |
8,1 |
2,2 |
6,4 |
Преобразователь ПЧ-24 |
3,4 |
1,31 |
17,0 |
3,6 |
5,1 |
1,4 |
4,0 |
Ящик 2Я.087 |
1,47 |
3,56 |
7,4 |
1,7 |
2,2 |
0,6 |
1,8 |
Ящик 2Я.117 |
2,26 |
1,49 |
11,3 |
2,4 |
3,4 |
0,9 |
2,7 |
Бак топливный |
6,97 |
1,09 |
34,85 |
7,3 |
10,45 |
2,8 |
8,3 |
7.2 Расчет крепления сливного бака туалета «Экотол-В»
7.2.1 Крепление бака к раме вагона производится с помощью 8 болтов М12х6gх40.109.40Х ГОСТ 7796-70. Эскиз крепления сливного бака приведен на рисунке 2.
7.2.2 Максимальная внешняя растягивающая нагрузка на болт определяется по формуле:
где Рх, Ру, Рz – нагрузки на сливной бак, принимаемые по таблице 4
для соответствующего режима, кН;
n – общее количество болтов крепления сливного бака, n = 8;
n1 – количество болтов в поперечном ряду, n1 = 4;
n2 – количество болтов в продольном ряду, n2 = 2;
h – расстояние от Ц.М. сливного бака до опорной поверхности, см,
h = 30 см;
lx – расстояние между болтами по оси Х, см, lх = 61 см;
lу– расстояние между осями кронштейнов бака в поперечном
направлении (по оси Y), см, ly = 134 см.
Для I расчетного режима:
Для III расчетного режима:
Рисунок 2
7.2.3 Расчет болтов производится на нагрузки I расчетного режима как определяющего прочность.
При условии напряжение в болте определяется о формуле:
где Н – расчетное усилии затяжки болта с резьбой М12, кН,
, но не более 22кН;
σт – предел текучести для материала болта с классом прочности
10,9 по ГОСТ 1759.4-87 МПа, σт = 900 МПа;
, принимается Н = 22 кН;
χ – коэффициент основной нагрузки
при ;
l – толщина соединяемых деталей, см,l = 2 см; ? мм
d – номинальный диаметр болта, см, d = 1,2 см; ? мм под М12 – будет другой размер ?
Fб – площадь сечения болта М12 по резьбе, см2, Fб = 0,8 см2; подставить цифры Fб = 3,14 х ( мм ? см)2 = 0,8 см2
[σ]I – допускаемые напряжения, МПа, для болтов класса прочности
10,9 [σ]I = 562МПа.
Так как
7.2.4 Условие несмещения стыка обеспечивается при условии:
,
где n – число болтов в стыке, n = 8;
f – коэффициент трения между соединяемыми деталями, для стали
по стали, f = 0,15.
Несмещение стыка с учетом затяжки болтов обеспечивается.
7.2.5 При ослаблении затяжки болтов нагрузка Рх воспринимается болтами.
Напряжение среза в болте:
где Рх =27 кН – смотри таблицу 4;
nс – принятое к расчету число болтов, воспринимающих
продольную нагрузку, nс = 2;
[τ]I – допускаемые напряжения при срезе болтов МПа,
принимается ;
7.2.6 Прочность болтов стыка при отсутствии усилия затяжки болтов (Н=0) обеспечивается выполнением условия:
,
где σи – напряжение изгиба в болте, МПа;
σр – напряжение растяжения в болте, МПа;
[σ]I – допускаемые напряжения, МПа, [σ]I = 280 МПа.
Нагрузка на максимально нагруженный болт от действия продольной инерционной нагрузки на сливной бак определяется по формуле:
где KН – коэффициент неравномерности работы болтов, при числе
болтов в направлении действия силы m =2 коэффициент
неравномерности KН = 1,4.
В запас можно принять, что изгибающий момент, действующий на болт:
где h – толщина соединяемых деталей, см, h = 2,0 см;
Напряжения в изгиба в болте:
где Wб – момент сопротивления изгибу сечения болта по внутреннему
диаметру резьбы (d = 10,1 мм), см3,
Напряжения растяжения в болте:
Суммарные напряжения в болте
7.3 Расчет элементов крепления преобразователя ПЧ-24
7.3.1 Преобразователь ПЧ-24 крепиться к раме вагона шестью болтами М16х6g55.66.019 ГОСТ 7798-70. Эскиз крепления и схема нагрузок приведена на рисунках 3 и 4.
7.3.2 Максимальная внешняя растягивающая нагрузка на болт определяется по формуле:
где Рх, Ру, Рz – нагрузки на преобразователь, принимаемые по таблице 4
для соответствующего режима, кН;
n – общее количество болтов крепления, n = 6;
n1 – количество болтов в поперечном ряду, n1 = 2;
n2 – количество болтов в продольном ряду, n2 = 3;
h – расстояние от Ц.М. до опорной поверхности, см,
h = 29 см;
lx – расстояние между болтами по оси Х, см, lх = 105 см;
lу– расстояние между болтами по оси Y, см, ly = 44 см.
Для I расчетного режима:
Для III расчетного режима:
7.3.3 Расчет болтов производится на нагрузки I расчетного режима как определяющего прочность.
При условии напряжение в болте определяется о формуле:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.