, но не более 28 кН;
Рисунок 8
Рисунок 9
σт – предел текучести для материала болта с классом прочности
6,6 по ГОСТ 1759.4-87 МПа, σт = 360 МПа;
, принимается Н = 28 кН;
χ – коэффициент основной нагрузки
при ;
l – толщина соединяемых деталей, см,l = 1,1 см;
d – номинальный диаметр болта, см, d = 1,6 см;
Fб – площадь сечения болта М16 по резьбе, см2, Fб = 1,503 см2;
[σ]I – допускаемые напряжения, МПа, для болтов класса прочности
6.6 МПа, [σ]I = 280МПа.
Так как
7.5.4 Условие несмещения стыка обеспечивается при условии:
,
где n – число болтов в стыке, n = 4;
f – коэффициент трения между соединяемыми деталями, для стали
по стали, f = 0,15.
Несмещение стыка с учетом затяжки болтов обеспечивается.
7.5.5 При ослаблении затяжки болтов нагрузка Рх воспринимается болтами.
Напряжение среза в болте:
где Рх =11,3 кН – смотри таблицу 4;
nс – принятое к расчету число болтов, воспринимающих
продольную нагрузку, nс = 2;
[τ]I – допускаемые напряжения при срезе болтов МПа,
принимается ;
7.5.6 Прочность болтов стыка при отсутствии усилия затяжки болтов (Н=0) обеспечивается выполнением условия:
,
где σи – напряжение изгиба в болте, МПа;
σр – напряжение растяжения в болте, Мпа;
[σ]I – допускаемые напряжения, Мпа, [σ]I = 280 Мпа.
Нагрузка на максимально нагруженный болт от действия продольной инерционной нагрузки на преобразователь определяется по формуле:
где KН – коэффициент неравномерности работы болтов, при числе
болтов в направлении действия силы m =2 коэффициент
неравномерности KН = 1,4.
В запас можно принять, что изгибающий момент, действующий на болт:
где h – толщина соединяемых деталей, см, h = 1,1 см;
Напряжения в изгиба в болте:
где Wб – момент сопротивления изгибу сечения болта по внутреннему
диаметру резьбы М16,см3,
Напряжения растяжения в болте:
Суммарные напряжения в болте
7.5.7 Расчет сварных швов приварки гнутого уголка 75х95х6 производится на нагрузки I режима:
Схема нагружения сварных швов показана на рисунке 10.
Геометрические характеристики сварного шва:
;
;
Рисунок 10
Суммарные напряжения в сварном шве определяются по формуле:
где τ1 – касательные напряжения в плоскости YZ, МПа,
;
τ2 – касательные напряжения в плоскости ХZ, МПа,
;
7.6 Расчет элементов крепления топливного бака
7.6.1 Топливный бак крепиться к раме вагона четырьмя болтами М20х6g60.109.40Х099 ГОСТ 7798-70. Эскиз крепления и схема нагрузок приведены на рисунке 11.
7.6.2 Максимальная внешняя растягивающая нагрузка на болт определяется по формуле:
Рисунок 11
где Рх, Ру, Рz – нагрузки на ящик, принимаемые по таблице 4
для соответствующего режима, кН;
n – общее количество болтов крепления, n = 4;
n1 – количество болтов в поперечном ряду, n1 = 2;
h – расстояние от Ц.М топливного бака до опорной
поверхности, см, h = 18 см;
lx – расстояние между болтами по оси Х, см, lх = 168 см;
lу– расстояние между болтами по оси Y, см, ly = 40 см.
Для I расчетного режима:
Для III расчетного режима:
7.6.3 Так как внешние нагрузки на болт имеют отрицательные значения, то расчет болтов на растяжение не производится. Дальнейшая оценка крепления топливного бака производится на нагрузки I расчетного режима как определяющего прочность.
7.6.4 Условие несмещения стыка обеспечивается при условии:
,
где σт – предел текучести для материала болта с классом прочности
109 по ГОСТ 1759.4-87 МПа, σт = 360 МПа;
, принимается Н = 29 кН;
n – число болтов в стыке, n = 4;
f – коэффициент трения между соединяемыми деталями, для стали
по стали, f = 0,15.
Несмещение стыка с учетом затяжки болтов не обеспечивается. При этом болты работают на срез и изгиб как при затяжке, так и без нее.
7.6.5 Наихудший способ работы болтов на срез происходит при ослаблении затяжки, когда вся нагрузка Рх воспринимается болтами.
Напряжение среза в болте:
где Рх =34,85 кН – смотри таблицу 4;
nс – принятое к расчету число болтов, воспринимающих
продольную нагрузку, nс = 2;
Fб – площадь поперечного сечения болта М20 по внутреннему
диаметру резьбы, см2, Fб = 2,349 см2.
[τ]I – допускаемые напряжения при срезе болтов МПа,
принимается ;
7.6.6 Прочность болтов стыка при отсутствии усилия затяжки болтов (Н=0) обеспечивается выполнением условия:
,
где σи – напряжение изгиба в болте, МПа;
σр – напряжение растяжения в болте, Мпа;
[σ]I – допускаемые напряжения, Мпа, [σ]I = 562 Мпа.
Нагрузка на максимально нагруженный болт от действия продольной инерционной нагрузки на преобразователь определяется по формуле:
где KН – коэффициент неравномерности работы болтов, при числе
болтов в направлении действия силы m =2 коэффициент
неравномерности KН = 1,4.
В запас можно принять, что изгибающий момент, действующий на болт:
где h – толщина соединяемых деталей, см, h = 2,0 см;
Напряжения в изгиба в болте:
где Wб – момент сопротивления изгибу сечения болта по внутреннему
диаметру резьбы М16,см3,
7.6.7 Прочность болтов стыка при затяжке болтов (Н = 29 кН) обеспечивается выполнением условия:
,
где σи – напряжение изгиба в болте, МПа;
σр – напряжение растяжения в болте, Мпа;
[σ]I – допускаемые напряжения, Мпа, [σ]I = 562 Мпа.
Нагрузка на максимально нагруженный болт от действия продольной инерционной нагрузки на преобразователь определяется по формуле:
Изгибающий момент, действующий на болт:
Напряжение изгиба в болте:
Напряжения растяжения в болте:
Суммарные напряжения в болте:
7.7 Выводы
7.7.1 Прочность болтов крепления сливного бака обеспечивается при установке и приварке по месту элементов, исключающих продольное смещение бака под действием инерционных сил. Высокий уровень действующих напряжений от неконтролируемой затяжки и требование обеспечения ударной вязкости при отрицательных температурах вызывает необходимость применения болтов с классом прочности 10.9 или выше. ПО ГОСТ ….
7.7.2 Прочность крепления преобразователя ПЧ-24, ящиков 2Я.087 и 2Я.117 обеспечивается при условии применения болтов с классом прочности 6.6. по ГОСТ…
7.7.3 Прочность крепления топливного бака обеспечивается при условии применения болтов с классом прочности 10.9.
При установке элементов (упоров), воспринимающих продольные инерционные нагрузки, допускается применение болтов класса прочности 5.6.
7.7.4 Напряжения в сварных швах приварки кронштейнов (уголков) для установки преобразователя ПЧ-24, ящиков 2Я.087, 2Я.117 не превышают допускаемые.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.