Расчет системы тягового электроснабжения: Методические указания к курсовому проекту, страница 5

Рис. П.1. Схема работы функции ЕСЛИ()

          Формат функции выглядит следующим образом:

=ЕСЛИ(Логическое_условие;значение_если_ИСТИНА;значение_если_ЛОЖЬ).

          Рассмотрим использование функции на примере выбора тока, необходимого для расчета падения напряжения до поезда. Из принятых допущений следует, что в расчете из 4-х токов фидеров нужно выбрать тот, который расположен ближе всего к расчетному поезду. Запись функции в этом случае может выглядеть так:

ЕСЛИ(Lc="";"";ЕСЛИ(НЕ(S>SС);ЕСЛИ(нечет;IS1_;IS2_);ЕСЛИ(нечет;IS3_;IS4_)))

          В начале проверяется наличие поезда на зоне питания. Для этого используется ранее вычисленное значение приведенной длины Lc. В случае если поезд находится вне зоны питания в ячейке Lc пусто - (""), и тогда в ячейке выбираемого тока фидера также будет записано пустая строка (""). В противном случае проверяется местоположение поезда: до или после поста секционирования НЕ(S>SС). Если поезд находится до поста секционирования, т.е. его координата не превышает координаты поста секционирования (проверяемое условие имеет значение ИСТИНА), то выбор будет осуществляться из токов фидеров IS1_ и IS2_, в противном случае из токов IS3_ и IS4_. Выбор четного или нечетного фидера обусловлен значением признака нечетности номера поезда. Так при нахождении поезда до поста секционирования если поезд нечетный (нечет= ИСТИНА), то будет выбрано значение IS1_, если это условие ЛОЖЬ (т.е. поезд четный), то выбирается - IS2_. Аналогично после поста секционирования выбирается IS3_ либо IS4_.

Примечание.

          В рассматриваемом примере фигурируют имена токов фидеров со знаком подчеркивания в конце. Это обусловлено тем, что, например, имя IS3 может ассоциироваться с адресом ячейки на пересечении столбца (колонки) IS и строки 3. Поэтому при назначении имен программа EXCEL предложила изменить имя на IS3_, которое и было использовано в рассматриваемом примере.

          Функция ВПР()

          Данная функция используется в случае необходимости выборки по вычисленному значению какого-нибудь значения из другой таблицы. Обычно в расчетах используются два рода таблиц: таблицы с часто изменяющимися данными и таблицы с данными, значения которых изменяются относительно редко. Первый вид таблиц  используется для определения каких-либо зависимостей, в нашем случае токов в зависимости от времени (сечения).

          Ко второму виду таблиц относятся обычно нормативы, справочные данные, параметры оборудования. В нашем случае это данные, значения которых не зависят от номера сечения (см. табл.2,… табл.5).

          Формат функции:

ВПР(Искомое_знач;табл_массива;номер_индекса_строки;правило_выборки_).

          Рассмотрим формат функции на примере выборки из графика движения времени отправления поезда ВПР(A3;ГРАФИК;3;0).

          В данном случае функции обеспечивает поиск в таблице с именем ГРАФИК (см. табл.2). Эта таблица содержит в первой колонке обозначение номеров поездов, а в 3-ей колонке времена отправления этих поездов. Поиск осуществляется по первой колонке по образцу, находящемуся в ячейке с адресом A3. В ячейке А3 указывается номер рассчитываемого поезда, например, N_1. Последняя цифра функции 0 информирует о том, что поиск должен осуществляться по точному соответствию. В нашем случае это гарантирует, что если на расчетном листе будет указан номер поезда, не существующего в расписании, то расчет производиться не будет, т.к. функция ВПР() возвратит ответ - нет данных.

          Если последняя цифра 1, то поиск производится по приблизительным критериям, т.е. в случае, если точное значение не будет найдено, то будет выбрано наибольшее значение в первой колонке таблиц ГРАФИК, не превышающее значения, указанного в образце. Этот вариант задания функции используется в примере для определения значения текущего значения скорости (см. табл.7): ВПР(S,ТЯГ_РАСЧ;2;1).

          Использование приближенного поиска здесь оправдано тем, что значение текущей координаты S может в точности не совпадать со значениями, указанными в таблице ТЯГ_РАСЧ.

          Более подробные сведения о функциях EXCEL имеются в справочной службе программы.


5.  СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

          1. Гончаров А. EXCEL 7.0 в примерах.-СПб:Питер, 1996.- 256 с.

          2. Звездкин М.Н. Электроснабжение электрифицированных железных дорог.-М.: Транспорт, 1985.- 263 с.

          3. ”Программное обеспечение для расчетов нагрузочной способности  режимов систем тягового электроснабжения постоянного тока 3,3 кВ”
(NORD-3) авторские права  В.Е. Марского (ВНИИЖТ), версия В-2.0, 1993-1995.

4. “Определение тяговой нагрузки для расчетов режимов системы тягового  электроснабжения  для пакета NORD-3” (TRELX), авторские права В.Е.Марского (ВНИИЖТ), версия В-2.0, 1993-1995.

          5. Бурьяноватый А.И. Компьютерное моделирование в электроснабжении: Учебное пособие.- СПб.: Петербургский ун-т путей сообщения,
1999.- 80 с.


6.  ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЩИТЕ ПРОЕКТА

          1. Сформулировать условия, при которых будет выполняться равенство (1).

          2. Доказать верность утверждения, записанного в виде выражения (2).

          3. Записать выражение для вычисления координаты поезда в электронной таблице для случая SB< S4.

          4. Пояснить методику определения координаты поезда в электронной таблице.