t - степень деятельностного единства коллектива.
Подробно данные социально-психологические характеристики рассматриваются в работе [27]. Подсчитывая число положительных и отрицательных сдвигов характеристик коллективов относительно их значений для 1-го коллектива и сравнивая абсолютное значение их разности (Gкр), подтверждаем или отвергаем гипотезу Но. Так как неравенство G < Gкр = 1, то гипотеза Но принимается на уровне значимости a = 0,05 для всех СПХ всех коллективов, представленных в списке.
Фиксация времени подготовки коллективов.
Уровень профессиональной подготовки коллективов оценивался по результатам выполнения учебно-практических задач, уровень сложности которых для всех коллективов на всех этапах их подготовки поддерживался одинаковым. Степень готовности психологических компонент сплоченности оценивалась по значениям ее эмоционально-ценностной составляющей. Динамика изменений психологических компонент СПС отслеживалась путем проведения повторного социометрического анализа межличностных отношений анализа мотивационных составляющих, а также путем коррекции руководителями соответствующих исходных матриц отношений по результатам наблюдений за деятельностью и поведением подчиненных.
В целом подготовка коллектива в эксперименте считалась законченной, если интеграция оценки психологического и социального потенциала (ПСП) на уровне его предметно-ценностного анализа со степенью mсп ³ 0,9 будет считаться высокой. Результаты выполненного анализа для коллективов контрольной и экспериментальной групп приведены в табл. 4.9.
Статистический анализ достоверности различий временных характеристик подготовки коллективов. Будем рассматривать его в два этапа. На первом необходимо доказать гипотезу Н1, утверждающую, что типичное направление временных сдвигов в подготовке коллективов двух групп не является случайным. На втором этапе определим статистические характеристики временных параметров и оценим величину этого сдвига.
Контрольная группа |
Время профессиональной подготовки (Т11(час)) |
80 |
82 |
80 |
78 |
86 |
88 |
80 |
|
Время подготовки на уровне предметно-ценностного единства (Т12(час)) |
100 |
120 |
110 |
120 |
120 |
140 |
100 |
||
Экспериментальная группа |
Время профессиональной подготовки (Т21(час)) |
78 |
82 |
82 |
74 |
72 |
88 |
84 |
t= =0,47 |
Время подготовки на уровне предметно-ценностного единства (Т22(час)) |
80 |
90 |
88 |
78 |
78 |
96 |
82 |
t= =6,48 |
Примечание. Табличные значения t-критерия равны:
t1-a/2,5 = -2,447 ta/2,5 = 2,447
Статистический анализ достоверности различий временных характеристик подготовки коллективов. Будем рассматривать его в два этапа. На первом необходимо доказать гипотезу Н1, утверждающую, что типичное направление временных сдвигов в подготовке коллективов двух групп не является случайным. На втором этапе определим статистические характеристики временных параметров и оценим величину этого сдвига.
Для доказательства гипотезы Н1 воспользуемся t-критерием вида [5]:
d21d22
t = ,
где d1, d2 - среднеквадратические отклонения выборок времени подготовки коллективов (до требуемых уровней профессиональной подготовки или сплоченности) для контрольной и экспериментальной групп;
r12 = d12/d1d2; d12 = (T11j –T1,1j)(T21j – T2,1j);
; ;
; ;
N - число коллективов в группе.
Для проверки нулевой гипотезы на уровне значимости a=0,05 значение t-критерия сравниваем с табличными: t1-a/2; N-2 и ta/2; N-2. Если выполняется неравенство t1-a/2; N-2 £ t £ ta/2;N-2, то нулевая гипотеза подтверждается. Если t>ta/2 , N-2, то временные характеристики второй группы коллективов меньше первой. Результаты расчетов приведены в табл. 4.10.
Статистический анализ временных характеристик
подготовки воинских коллективов
Коллективы контрольной группы |
Время профессиональной подготовки |
Т11 = 81,7+0,35.7,79=84,43 |
Время подготовки до заданного уровня сплоченности |
Т12 = 112,8+0,35.14,3=117,8 |
|
Коллективы экспериментальной группы |
Время профессиональной подготовки |
Т21 = 80,0+0,35.5,23=81,83 |
Время подготовки до заданного уровня сплоченности |
Т22 = 84,6+0,35.5,99=86,70 |
Как видно, в отношении временных характеристик профессиональной подготовки коллективов гипотеза Н1 должна быть отвергнута и принята гипотеза Но. В отношении же временных характеристик формирования психологических компонент ПСП гипотеза Н1 принимается.
Для расчета статистических характеристик временных компонент примем предположение о нормальном законе их распределений. Это подтверждается результатами исследований [2]. В соответствии с [2] наиболее надежной оценкой временных параметров является гарантированная продолжительность подготовки и формирования сплоченных учебных коллективов, отвечающая некоторому приемлемому для практики значению вероятности
,
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.