Личность и управление. Научный менеджмент и бихевиоризм. Зона ближайшего развития подчиненных. Функции руководителя на совещании

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Личность и Управление

Научный Менеджмент и Бихевиоризм

: Управление может стать такой же наукой как любая естественная наука. Надо использовать методы других наук

Дж.Уотсон: Надо оставить учение о душе философии. Предметом психологии должны стать наблюдаемые явления. Тогда возможно использовать научные подходы

Методы Изучения Поведения управленца

  • Наблюдение (подготовка, протокол, регистрация времени)
  • Окно Гэзелла (скрытая камера)
  • Опрос (предположения, вопросы, регистрация)
  • Психофизиологическая регистрация (утомление, этапы рассуждения)

Зона ближайшего развития подчиненных

  • Само присутствие значимого для подчиненных руководителя оказывает существенное влияния на процесс групповой работы и ее результат
  • Эффект неумелого участия руководителя больше, чем отсутствие руководителя
  • Эффекты участия опытного руководителя позитивны и многоплановы

Функции руководителя на совещании (V.P.Rindova(1999)

  • Чем выше сложность и неопределенность, связанная со стратегическим решением, тем предпочтительнее участие руководителя в его принятии.
  • Чем опытнее руководитель в решении стратегических проблем, тем предпочтительнее его участие в принятии стратегических решений.
  • Если руководитель участвует в сканировании, то группа по принятию решения соберет больше информации и эта информация будет более широкого охвата источников, имеющих отношение к ситуации принимаемого решения, чем в том случае, когда группа по принятию решения состоит только из высших менеджеров.

Прод. Исследования Rindova

  • Если руководитель участвует в интерпретации, группа по принятию решения сможет предложить менее типичные интерпретации для фирмы или отрасли и в большей степени отражающие сложность и разнообразие интересов, которые характеризуют ситуацию принятия решения, чем в том случае, когда группа состоит только из высших менеджеров.
  • Если руководитель участвует в выборе, то группа по принятию решения с большей вероятностью придет к консенсусу о «лучшей» альтернативе посредством переговоров, чем в том случае, когда группа составлена только из высших менеджеров.

Информационные функции сотрудника

  • Порождение/уничтожение информации, связанные с осознанием событий
  • Преобразование информации
  • Передача информации
  • Накопление информации (прием, хранение и воспроизведение)
  • Контроль, мониторинг, коррекция информационных потоков

Информационные роли

  • Аналитик – мониторинг, накопление информации, осуществление логического вывода
  • Сторож – выделение существенной информации и ее передача
  • Лидер мнений – наложение новой информации на широкие представления и передача выводов по неформальным каналам
  • Связной – информационный обмен по неформальным каналам
  • Суперпроводник – умножение и искажение информации

Информационные роли

  • Поглотитель – накопление и блокировка информации
  • Космополит – информационный обмен с внешней средой по многочисленным каналам
  • Гвардеец – точная передача информации
  • Трассировщик – создание новых информационных каналов

Распределение информационных ролей

  • Сочетаемость ролей в одном человеке: аналитик и лидер мнений, трассировщик и космополит, связной и суперпроводник
  • Несочетаемость в одном человеке: поглотитель и связной, аналитик и суперпроводник, сторож и трассировщик

Связь с чертами личности

  • Экстраверсия и трассировщик, суперпроводник, связной, космополит
  • Интроверсия и поглотитель, сторож, аналитик
  • Высокий коэффициент интеллектуальности и аналитик, лидер мнений

Нейро-лингвистическое программирование

  • Во взаимодействии в окружающим миром люди используют в основном четыре репрезентативные системы:
  • Зрение
  • Мышечно-осязательно-кинестетические ощущения
  • Слух
  • Концептуализацию

Типология индивидов

  • В зависимости от того, какая система –ведущая, выделяют:
  • Визуалов,
  • Кинестетиков,
  • Аудиалов,
  • Концептуалов

Психологические особенности

  • Визуалы – преимущественно ориентируются на то, что видят; без зрительного образа испытывают трудности, в конфликте нападают
  • Кинестетики – ориентируются на телесные ощущения, в конфликте склонны к компромиссу и обороне
  • Аудиалы – чувствительны к нюансам и оттенкам в речи, скорее миролюбивы
  • Концептуалы – склонны к осмыслению воспринятого, эмоционально холодны, ведут себя в соответствии с принятой точкой зрения

Особенности влияния

  • Комплексный подход – воздействие на все реп-системы
  • Избирательный подход – оценка ведущей реп-системы и усиление влияния на нее
  • Использование в речи слов, ассоциированных с ведущей реп-системой

Концепция Социального интеллекта

  1. Результаты поведения – способности предвидеть последствия поведения.
  2. Классы поведения – способности понимать невербальную экспрессию.
  3. Преобразования поведения – способности понимать речевую экспрессию в контексте ситуации.
  4. Системы поведения – способности понимать логику развития сложной

Похожие материалы

Информация о работе