Личность и Управление
Научный Менеджмент и Бихевиоризм
:
Управление может стать такой же наукой как любая естественная наука. Надо использовать методы других наук
Дж.Уотсон:
Надо оставить учение о душе философии. Предметом психологии должны стать наблюдаемые явления.
Тогда возможно использовать научные подходы
Методы Изучения Поведения управленца
-
Наблюдение (подготовка, протокол, регистрация времени)
-
Окно Гэзелла (скрытая камера)
-
Опрос (предположения, вопросы, регистрация)
-
Психофизиологическая регистрация (утомление, этапы рассуждения)
Зона ближайшего развития подчиненных
-
Само присутствие значимого для подчиненных руководителя оказывает существенное влияния на процесс групповой работы и ее результат
-
Эффект неумелого участия руководителя больше, чем отсутствие руководителя
-
Эффекты участия опытного руководителя позитивны и многоплановы
Функции руководителя на совещании (V.P.Rindova(1999)
-
Чем выше сложность и неопределенность, связанная со стратегическим решением, тем предпочтительнее участие руководителя в его принятии.
-
Чем опытнее руководитель в решении стратегических проблем, тем предпочтительнее его участие в принятии стратегических решений.
-
Если руководитель участвует в сканировании, то группа по принятию решения соберет больше информации и эта информация будет более широкого охвата источников, имеющих отношение к ситуации принимаемого решения, чем в том случае, когда группа по принятию решения состоит только из высших менеджеров.
Прод. Исследования Rindova
-
Если руководитель участвует в интерпретации, группа по принятию решения сможет предложить менее типичные интерпретации для фирмы или отрасли и в большей степени отражающие сложность и разнообразие интересов, которые характеризуют ситуацию принятия решения, чем в том случае, когда группа состоит только из высших менеджеров.
-
Если руководитель участвует в выборе, то группа по принятию решения с большей вероятностью придет к консенсусу о «лучшей» альтернативе посредством переговоров, чем в том случае, когда группа составлена только из высших менеджеров.
Информационные функции сотрудника
-
Порождение/уничтожение информации, связанные с осознанием событий
-
Преобразование информации
-
Передача информации
-
Накопление информации (прием, хранение и воспроизведение)
-
Контроль, мониторинг, коррекция информационных потоков
Информационные роли
-
Аналитик – мониторинг, накопление информации, осуществление логического вывода
-
Сторож – выделение существенной информации и ее передача
-
Лидер мнений – наложение новой информации на широкие представления и передача выводов по неформальным каналам
-
Связной – информационный обмен по неформальным каналам
-
Суперпроводник – умножение и искажение информации
Информационные роли
-
Поглотитель – накопление и блокировка информации
-
Космополит – информационный обмен с внешней средой по многочисленным каналам
-
Гвардеец – точная передача информации
-
Трассировщик – создание новых информационных каналов
Распределение информационных ролей
-
Сочетаемость ролей в одном человеке: аналитик и лидер мнений, трассировщик и космополит, связной и суперпроводник
-
Несочетаемость в одном человеке: поглотитель и связной, аналитик и суперпроводник, сторож и трассировщик
Связь с чертами личности
-
Экстраверсия и трассировщик, суперпроводник, связной, космополит
-
Интроверсия и поглотитель, сторож, аналитик
-
Высокий коэффициент интеллектуальности и аналитик, лидер мнений
Нейро-лингвистическое программирование
-
Во взаимодействии в окружающим миром люди используют в основном четыре репрезентативные системы:
-
Зрение
-
Мышечно-осязательно-кинестетические ощущения
-
Слух
-
Концептуализацию
Типология индивидов
-
В зависимости от того, какая система –ведущая, выделяют:
-
Визуалов,
-
Кинестетиков,
-
Аудиалов,
-
Концептуалов
Психологические особенности
-
Визуалы – преимущественно ориентируются на то, что видят; без зрительного образа испытывают трудности, в конфликте нападают
-
Кинестетики – ориентируются на телесные ощущения, в конфликте склонны к компромиссу и обороне
-
Аудиалы – чувствительны к нюансам и оттенкам в речи, скорее миролюбивы
-
Концептуалы – склонны к осмыслению воспринятого, эмоционально холодны, ведут себя в соответствии с принятой точкой зрения
Особенности влияния
-
Комплексный подход – воздействие на все реп-системы
-
Избирательный подход – оценка ведущей реп-системы и усиление влияния на нее
-
Использование в речи слов, ассоциированных с ведущей реп-системой
Концепция Социального интеллекта
-
Результаты поведения – способности предвидеть последствия поведения.
-
Классы поведения – способности понимать невербальную экспрессию.
-
Преобразования поведения – способности понимать речевую экспрессию в контексте ситуации.
-
Системы поведения – способности понимать логику развития сложной