Выученная беспомощность. Общая схема возникновения выученной беспомощности по М. Селигману

Страницы работы

Уважаемые коллеги! Предлагаем вам разработку программного обеспечения под ключ.

Опытные программисты сделают для вас мобильное приложение, нейронную сеть, систему искусственного интеллекта, SaaS-сервис, производственную систему, внедрят или разработают ERP/CRM, запустят стартап.

Сферы - промышленность, ритейл, производственные компании, стартапы, финансы и другие направления.

Языки программирования: Java, PHP, Ruby, C++, .NET, Python, Go, Kotlin, Swift, React Native, Flutter и многие другие.

Всегда на связи. Соблюдаем сроки. Предложим адекватную конкурентную цену.

Заходите к нам на сайт и пишите, с удовольствием вам во всем поможем.

Фрагмент текста работы

атрибутивного стиля, входящего в синдром личностной беспомощности, характерно сочетание постоянства, приписывания причины (в отличие от вариативности), генерализованности (в отличие от локальности) и персонифицированности приписывания причин (в отличие от отнесения причины внешним обстоятельствам) при неудаче и, наоборот, сочетание обратных по смыслу параметров при успехе. Для стиля побуждения характерно сочетание следующих параметров: стремления к разрядке напряжения (в отличие от поиска возбуждения), стремления к избеганию негативных переживаний (в отличие от поиска позитивных) и экстратенсивная мотивация (в отличие от интратенсивной) [8].

Закрепление и интеграция процессов оценивания, атрибуции и побуждения в соответствующие стилевые особенности происходит под влиянием, формируемого с самого раннего детства (на основе врождённой потребности в позитивном отношении к себе и потребности в позитивном мире), глобального отношения личности к миру и себе. Если у человека сформировался синдром личностной беспомощности, то в отличие от других людей, он почти в любой затруднительной ситуации будет демонстрировать признаки беспомощности.

В своей работе мы будем понимать выученную беспомощность как следствие деструкции профессиональной направленности, определяющей отношение к профессии, потребность к профессиональной деятельности и готовность к ней [23].Симптомами выученной беспомощности являются пассивность, грусть, тревога, враждебность, когнитивные дефициты, пониженный аппетит, снижение иммунитета, снижение самооценки, изменения нейрохимических процессов.

Выученная беспомощность определяет собой всё поведение и вызывает стойкую депрессию, прежде всего у тех, кто:

1) считает, что их неудачи определяются их собственными недостатками (например, дефектами воли или интеллекта), а успехи, если и случаются, то зависят от удачного стечения обстоятельств или от действия других людей;

2) полагает, что их неудачи относятся не только к данным конкретным обстоятельствам, но и характерны для любых других жизненных ситуаций – не только в настоящем, но и в будущем;

3) считает себя неспособным справиться с предложенными задачами или жизненными трудностями, тогда как для любого другого человека эти задачи вполне разрешимы [53].

Таким образом, теоретический анализ подходов к пониманию выученной беспомощности и механизмов её формирования показал, что:

1. Выученная беспомощность – это состояние деятельной пассивности в отдельных ситуациях, возникающее в результате систематических неудач, неустранимых помех. Одной из характеристик этого состояния является мотивационный дефицит, который проявляется в торможении попыток активного вмешательства в ситуацию.

2. В нашей работе мы будем исходить их положения о том, что выученная беспомощность личности, возникающая и проявляющаяся в профессиональной деятельности педагога, является деструкцией профессиональной направленности так как затрагивает мотивационную сферу личности. Выученная беспомощность – это многофакторное явление, ее возникновение определяется рядом факторов, связанных, в том числе, и с профессиональной деятельностью.

Деструктивные изменения профессиональной направленности в результате выполнения профессиональной деятельности приводят к снижению мотивации достижения профессиональных успехов (выученной беспомощности личности).

Выученная беспомощность – это состояние деятельной пассивности в отдельных ситуациях, возникающее в результате систематических неудач, неустранимых помех.

Преобладание реальной компетентности над требуемой приводит к снижению мотивации, разочарованию, так как весь имеющийся профессиональный опыт специалиста не востребован в профессиональной деятельности.        

Среди других факторов, провоцирующих деструктивные изменения профессиональной направленности на данной стадии, выделяют избегание ответственности за выполняемую работу, имитацию профессиональной активности, эмоциональную отстраненность от коллектива.

Также в качестве фактора, способствующего развитию деструкций,  правомерно выделяют разочарование в профессиональной деятельности, поскольку социально-профессиональные ожидания молодых людей, начинающих самостоятельную профессиональную жизнь зачастую не оправдываются.

Таким образом, деструкция ожидания на этапе освоения профессиональной деятельности способствует развитию выученной беспомощности, профессиональному и эмоциональному отчуждению [23].

Другим благоприятным периодом для развития деструкций профессиональной направленности является стадия вторичной профессионализации. На этой стадии возрастает профессиональная усталость, нарастает ощущение однообразия профессиональных будней, актуализируется потребность «кем-то стать». Данные негативные тенденции усугубляются возрастными психофизиологическими изменениями, что ведет к развитию деструктивных изменений практически во всех подструктурах субъекта деятельности, в том числе и в подструктуре профессиональной направленности [23].  

В нашей работе выученная беспомощность рассматривается как деструкция профессиональной направленности личности в результате выполнения профессиональной деятельности. Выделен ряд факторов, инициирующих ее возникновение: стиль управления профессиональным коллективом, неблагоприятные обстоятельства, препятствующие проявлению инициативы в деятельности, количество реально переживаемых и потенциально возможных неудач, разочарование в профессиональной деятельности (см. рис.3). 

Выделенные факторы имеют различные механизмы формирования и, соответственно, степень влияния на личность в каждом конкретном случае. 

Психологические особенности

 выученной беспомощности личности

Ядром профессиональной направленности личности является мотивационная сфера, которая также может подвергаться деструктивному влиянию профессиональной деятельности. Искажение мотивации личности, проявляющееся в изменении мотивации достижения (высокий уровень мотивации избегания неудач, низкий или высокий уровень мотивации к успеху) можно рассматривать как одну из психологических особенностей выученной беспомощности личности педагога.

Помимо очевидных преимуществ высокой мотивации достижений она порой приводит к нежелательным последствиям. Согласно закону оптимального уровня мотивации, сформулированного Р. Йерксом и Дж. Додсоном, высокий уровень мотивации обусловливает хорошее выполнение простых производственных заданий, а умеренный уровень мотивации – наилучшее выполнение сложных заданий [45]. Обычно люди с чрезмерно высокой мотивацией достижений тратят

Похожие материалы

Информация о работе

Уважаемые коллеги! Предлагаем вам разработку программного обеспечения под ключ.

Опытные программисты сделают для вас мобильное приложение, нейронную сеть, систему искусственного интеллекта, SaaS-сервис, производственную систему, внедрят или разработают ERP/CRM, запустят стартап.

Сферы - промышленность, ритейл, производственные компании, стартапы, финансы и другие направления.

Языки программирования: Java, PHP, Ruby, C++, .NET, Python, Go, Kotlin, Swift, React Native, Flutter и многие другие.

Всегда на связи. Соблюдаем сроки. Предложим адекватную конкурентную цену.

Заходите к нам на сайт и пишите, с удовольствием вам во всем поможем.