Выученная беспомощность. Общая схема возникновения выученной беспомощности по М. Селигману

Страницы работы

Фрагмент текста работы

атрибутивного стиля, входящего в синдром личностной беспомощности, характерно сочетание постоянства, приписывания причины (в отличие от вариативности), генерализованности (в отличие от локальности) и персонифицированности приписывания причин (в отличие от отнесения причины внешним обстоятельствам) при неудаче и, наоборот, сочетание обратных по смыслу параметров при успехе. Для стиля побуждения характерно сочетание следующих параметров: стремления к разрядке напряжения (в отличие от поиска возбуждения), стремления к избеганию негативных переживаний (в отличие от поиска позитивных) и экстратенсивная мотивация (в отличие от интратенсивной) [8].

Закрепление и интеграция процессов оценивания, атрибуции и побуждения в соответствующие стилевые особенности происходит под влиянием, формируемого с самого раннего детства (на основе врождённой потребности в позитивном отношении к себе и потребности в позитивном мире), глобального отношения личности к миру и себе. Если у человека сформировался синдром личностной беспомощности, то в отличие от других людей, он почти в любой затруднительной ситуации будет демонстрировать признаки беспомощности.

В своей работе мы будем понимать выученную беспомощность как следствие деструкции профессиональной направленности, определяющей отношение к профессии, потребность к профессиональной деятельности и готовность к ней [23].Симптомами выученной беспомощности являются пассивность, грусть, тревога, враждебность, когнитивные дефициты, пониженный аппетит, снижение иммунитета, снижение самооценки, изменения нейрохимических процессов.

Выученная беспомощность определяет собой всё поведение и вызывает стойкую депрессию, прежде всего у тех, кто:

1) считает, что их неудачи определяются их собственными недостатками (например, дефектами воли или интеллекта), а успехи, если и случаются, то зависят от удачного стечения обстоятельств или от действия других людей;

2) полагает, что их неудачи относятся не только к данным конкретным обстоятельствам, но и характерны для любых других жизненных ситуаций – не только в настоящем, но и в будущем;

3) считает себя неспособным справиться с предложенными задачами или жизненными трудностями, тогда как для любого другого человека эти задачи вполне разрешимы [53].

Таким образом, теоретический анализ подходов к пониманию выученной беспомощности и механизмов её формирования показал, что:

1. Выученная беспомощность – это состояние деятельной пассивности в отдельных ситуациях, возникающее в результате систематических неудач, неустранимых помех. Одной из характеристик этого состояния является мотивационный дефицит, который проявляется в торможении попыток активного вмешательства в ситуацию.

2. В нашей работе мы будем исходить их положения о том, что выученная беспомощность личности, возникающая и проявляющаяся в профессиональной деятельности педагога, является деструкцией профессиональной направленности так как затрагивает мотивационную сферу личности. Выученная беспомощность – это многофакторное явление, ее возникновение определяется рядом факторов, связанных, в том числе, и с профессиональной деятельностью.

Деструктивные изменения профессиональной направленности в результате выполнения профессиональной деятельности приводят к снижению мотивации достижения профессиональных успехов (выученной беспомощности личности).

Выученная беспомощность – это состояние деятельной пассивности в отдельных ситуациях, возникающее в результате систематических неудач, неустранимых помех.

Преобладание реальной компетентности над требуемой приводит к снижению мотивации, разочарованию, так как весь имеющийся профессиональный опыт специалиста не востребован в профессиональной деятельности.        

Среди других факторов, провоцирующих деструктивные изменения профессиональной направленности на данной стадии, выделяют избегание ответственности за выполняемую работу, имитацию профессиональной активности, эмоциональную отстраненность от коллектива.

Также в качестве фактора, способствующего развитию деструкций,  правомерно выделяют разочарование в профессиональной деятельности, поскольку социально-профессиональные ожидания молодых людей, начинающих самостоятельную профессиональную жизнь зачастую не оправдываются.

Таким образом, деструкция ожидания на этапе освоения профессиональной деятельности способствует развитию выученной беспомощности, профессиональному и эмоциональному отчуждению [23].

Другим благоприятным периодом для развития деструкций профессиональной направленности является стадия вторичной профессионализации. На этой стадии возрастает профессиональная усталость, нарастает ощущение однообразия профессиональных будней, актуализируется потребность «кем-то стать». Данные негативные тенденции усугубляются возрастными психофизиологическими изменениями, что ведет к развитию деструктивных изменений практически во всех подструктурах субъекта деятельности, в том числе и в подструктуре профессиональной направленности [23].  

В нашей работе выученная беспомощность рассматривается как деструкция профессиональной направленности личности в результате выполнения профессиональной деятельности. Выделен ряд факторов, инициирующих ее возникновение: стиль управления профессиональным коллективом, неблагоприятные обстоятельства, препятствующие проявлению инициативы в деятельности, количество реально переживаемых и потенциально возможных неудач, разочарование в профессиональной деятельности (см. рис.3). 

Выделенные факторы имеют различные механизмы формирования и, соответственно, степень влияния на личность в каждом конкретном случае. 

Психологические особенности

 выученной беспомощности личности

Ядром профессиональной направленности личности является мотивационная сфера, которая также может подвергаться деструктивному влиянию профессиональной деятельности. Искажение мотивации личности, проявляющееся в изменении мотивации достижения (высокий уровень мотивации избегания неудач, низкий или высокий уровень мотивации к успеху) можно рассматривать как одну из психологических особенностей выученной беспомощности личности педагога.

Помимо очевидных преимуществ высокой мотивации достижений она порой приводит к нежелательным последствиям. Согласно закону оптимального уровня мотивации, сформулированного Р. Йерксом и Дж. Додсоном, высокий уровень мотивации обусловливает хорошее выполнение простых производственных заданий, а умеренный уровень мотивации – наилучшее выполнение сложных заданий [45]. Обычно люди с чрезмерно высокой мотивацией достижений тратят

Похожие материалы

Информация о работе