Организационная патология. Механическая и органическая модели организации. Природа и источники организационной патологии

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Дается подробное описание типов организационной патологии, которые встречаются на отечественных предприятиях. 

   Работа предназначена для специалистов по антикризисному управлению, а также для всех, изучающих менеджмент.

           [Исправленный электронный вариант: июль 2002 г.]

Работа выполнена при финансовой поддержке  Российского гуманитарного научного фонда .
                                     

СОДЕРЖАНИЕ

1. “Здоровая” и “больная” организация........................4

2. Механическая и органическая модели организации............5

3. Природа и источники организационной патологии............10

4. Особенности и структура организационной патологии........12

5. Симптомы организационных патологий.......................15

    5.1.  Правила...........................................15

    5.2.  Функции и ответственность.........................15

    5.3.  Работа............................................15

    5.4.  Организационная структура.........................15

    5.5.  Связи организации со средой.......................16

    5.6.  Контроль..........................................16

    5.7.  Власть и авторитет................................16

    5.8.  Персонал..........................................17

    5.9.  Конфликты.........................................17

    5.10. Стимулирование....................................17

    5.11. Планирование......................................18

    5.12. Принятие решений..................................18   

6. Типы организационных патологий...........................18

    6.1.   Люмпенизация.....................................18

    6.2.   Низкий уровень развития групп....................20

    6.3.   Сдвиг целей......................................22

    6.4.   Вертикальная управленческая культура.............24

    6.5.   Избыток организационного порядка.................26

    6.6.   Двойная рациональность...........................27

    6.7.   Регрессия решений................................29

    6.8.   Организационные торги и игры.....................31

    6.9.   Бессубъектность..................................33

    6.10. Встречная организация.............................35

    6.11. Организационная шизофрения........................37

    6.12. Старение организации..............................39

7. Влияние организационных патологий друг на друга..........41

Библиография................................................44


1. “Здоровая” и “больная” организация

Предприятие, оказавшееся в тяжелом экономическом положении, потеряло свою жизнеспособность, т.е. способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям рынка. Такое предприятие необходимо подвергнуть процедуре оздоровления (санации). Проблема оздоровления основана на теории цикличности рождения,  развития и умирания фирмы. В свою очередь эта цикличность связана с аналогичными циклами в развитии товаров и технологий: если жизненный цикл товара, технологии или спроса подходит к концу, то предприятию следует менять технологию, переходить к выпуску новых товаров и уходить с привычных рынков.

Если руководство предприятия во время не замечает приближающейся катастрофы  и по-прежнему ориентируется на кратковременный успех, то само предприятие оказывается в кризисной ситуации и нуждается в оздоровлении. Это означает постановку перед ним новых важнейших целей и, прежде всего, создание такой организации, которая могла бы самостоятельно определять проблемы и их решать. При необходимости следует менять высшее звено управления. 

Процессу оздоровления фирмы предшествует процедура проведения диагностики, которая выявляет источники опасности, нависшей над предприятием, и определяет первоочередные и стратегические меры для их устранения. В ходе диагностики осуществляется не только внешняя экспертиза  состояния организации - ее капиталов, инвестиций, инноваций, положения в отрасли и на рынке и т.п., но и внутренняя - опрос на самом предприятии по таким темам как организация, продукция, кадры, управление, качество.

Такой подход к проблеме оздоровления предприятия содержит в себе одно существенное противоречие, которое проявляется в следующем:

1. При смене высшего руководство предприятия основной его состав остается прежним и, таким образом, сохраняется вся сложившаяся на предприятии система отношений,  взаимодействий,  методов работы, контроля и принятия решений, организационная культура и трудовая мораль, привычки и традиции, интеллектуальный и деловой уровень производственного персонала.

2. Это, в свою очередь, предопределяет характер представлений у работников предприятия о самом предприятии, его сильных и слабых сторонах, имеющихся в его работе недостатков и проблем и путей их преодоления. Поэтому  проводимая в ходе диагностики внутренняя экспертиза положения дел на предприятии даст ограниченные или даже искаженные результаты.

3. Когда жизненный цикл развития организации ставится в непосредственную связь с жизненными циклами товара и технологии, то упускается одно существенное различие между ними: жизненный цикл любого объекта строится по собственным внутренним законам развития этого объекта. Но законы развития того или иного товара  или технологии являются общими для всех предприятий, а законы существования и изменения данной организации являются уникальными и специфическими только для нее. Два предприятия, работающие в одной и той же отрасли промышленности, могут проходить основные этапы своих жизненных циклов совершенно различным образом.

4. Продукт (товар) и технология представляют собой технические системы. Хотя их изменение и перестройка ограничены определенными естественными и техническими закономерностями, все-таки эти закономерности позволяют менять их довольно в широких пределах. Иногда такой технический, инженерный подход переносится и на организацию, и тогда процесс ее оздоровления рассматривается по аналогии с ремонтом и отладкой автомобиля перед путешествием по извилистой, ухабистой и скользкой дороге. В действительности организация представляет собой не техническую, механическую, а социальную  систему. А такая система устроена и функционирует принципиально иначе: она является живой, органической системой.

Сам смысл слова “оздоровление” предполагает, что мы имеем дело с  больной организацией. Болезнь представляет собой отклонение от нормального функционирования целого. Но это отклонение не следует понимать как ошибку или заблуждение. Оно порождено определенным процессом, который имеет свою внутреннюю причину в организации и развивается в ней по своим естественным законам. Незнание этой причины и этих законов может свести на нет попытки провести оздоровления предприятия, которые будут натыкаться на непонимание, неумение, неспособность или даже сопротивление его коллектива.

“Болезни” организации описываются и изучаются организационной

Похожие материалы

Информация о работе