Дается подробное описание типов организационной патологии, которые встречаются на отечественных предприятиях.
Работа предназначена для специалистов по антикризисному управлению, а также для всех, изучающих менеджмент.
[Исправленный электронный вариант: июль 2002 г.]
1. “Здоровая” и “больная” организация........................4
2. Механическая и органическая модели организации............5
3. Природа и источники организационной патологии............10
4. Особенности и структура организационной патологии........12
5. Симптомы организационных патологий.......................15
5.1. Правила...........................................15
5.2. Функции и ответственность.........................15
5.3. Работа............................................15
5.4. Организационная структура.........................15
5.5. Связи организации со средой.......................16
5.6. Контроль..........................................16
5.7. Власть и авторитет................................16
5.8. Персонал..........................................17
5.9. Конфликты.........................................17
5.10. Стимулирование....................................17
5.11. Планирование......................................18
5.12. Принятие решений..................................18
6. Типы организационных патологий...........................18
6.1. Люмпенизация.....................................18
6.2. Низкий уровень развития групп....................20
6.3. Сдвиг целей......................................22
6.4. Вертикальная управленческая культура.............24
6.5. Избыток организационного порядка.................26
6.6. Двойная рациональность...........................27
6.7. Регрессия решений................................29
6.8. Организационные торги и игры.....................31
6.9. Бессубъектность..................................33
6.10. Встречная организация.............................35
6.11. Организационная шизофрения........................37
6.12. Старение организации..............................39
7. Влияние организационных патологий друг на друга..........41
Библиография................................................44
1. “Здоровая” и “больная” организация
Предприятие, оказавшееся в тяжелом экономическом положении, потеряло свою жизнеспособность, т.е. способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям рынка. Такое предприятие необходимо подвергнуть процедуре оздоровления (санации). Проблема оздоровления основана на теории цикличности рождения, развития и умирания фирмы. В свою очередь эта цикличность связана с аналогичными циклами в развитии товаров и технологий: если жизненный цикл товара, технологии или спроса подходит к концу, то предприятию следует менять технологию, переходить к выпуску новых товаров и уходить с привычных рынков.
Если руководство предприятия во время не замечает приближающейся катастрофы и по-прежнему ориентируется на кратковременный успех, то само предприятие оказывается в кризисной ситуации и нуждается в оздоровлении. Это означает постановку перед ним новых важнейших целей и, прежде всего, создание такой организации, которая могла бы самостоятельно определять проблемы и их решать. При необходимости следует менять высшее звено управления.
Процессу оздоровления фирмы предшествует процедура проведения диагностики, которая выявляет источники опасности, нависшей над предприятием, и определяет первоочередные и стратегические меры для их устранения. В ходе диагностики осуществляется не только внешняя экспертиза состояния организации - ее капиталов, инвестиций, инноваций, положения в отрасли и на рынке и т.п., но и внутренняя - опрос на самом предприятии по таким темам как организация, продукция, кадры, управление, качество.
Такой подход к проблеме оздоровления предприятия содержит в себе одно существенное противоречие, которое проявляется в следующем:
1. При смене высшего руководство предприятия основной его состав остается прежним и, таким образом, сохраняется вся сложившаяся на предприятии система отношений, взаимодействий, методов работы, контроля и принятия решений, организационная культура и трудовая мораль, привычки и традиции, интеллектуальный и деловой уровень производственного персонала.
2. Это, в свою очередь, предопределяет характер представлений у работников предприятия о самом предприятии, его сильных и слабых сторонах, имеющихся в его работе недостатков и проблем и путей их преодоления. Поэтому проводимая в ходе диагностики внутренняя экспертиза положения дел на предприятии даст ограниченные или даже искаженные результаты.
3. Когда жизненный цикл развития организации ставится в непосредственную связь с жизненными циклами товара и технологии, то упускается одно существенное различие между ними: жизненный цикл любого объекта строится по собственным внутренним законам развития этого объекта. Но законы развития того или иного товара или технологии являются общими для всех предприятий, а законы существования и изменения данной организации являются уникальными и специфическими только для нее. Два предприятия, работающие в одной и той же отрасли промышленности, могут проходить основные этапы своих жизненных циклов совершенно различным образом.
4. Продукт (товар) и технология представляют собой технические системы. Хотя их изменение и перестройка ограничены определенными естественными и техническими закономерностями, все-таки эти закономерности позволяют менять их довольно в широких пределах. Иногда такой технический, инженерный подход переносится и на организацию, и тогда процесс ее оздоровления рассматривается по аналогии с ремонтом и отладкой автомобиля перед путешествием по извилистой, ухабистой и скользкой дороге. В действительности организация представляет собой не техническую, механическую, а социальную систему. А такая система устроена и функционирует принципиально иначе: она является живой, органической системой.
Сам смысл слова “оздоровление” предполагает, что мы имеем дело с больной организацией. Болезнь представляет собой отклонение от нормального функционирования целого. Но это отклонение не следует понимать как ошибку или заблуждение. Оно порождено определенным процессом, который имеет свою внутреннюю причину в организации и развивается в ней по своим естественным законам. Незнание этой причины и этих законов может свести на нет попытки провести оздоровления предприятия, которые будут натыкаться на непонимание, неумение, неспособность или даже сопротивление его коллектива.
“Болезни” организации описываются и изучаются организационной
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.