Деловая карьера
• продвижение работника по ступеням служебной иерархии или последовательная смена занятий как в рамках отдельной организации , так и на протяжении всей жизни, а также восприятие человеком этих этапов.
Мотивы карьерного роста
• Автономия.Человеком движет стремление добиться независимости, чтобы получить возможность делать всё по-своему.
• Технико-функциональная компетентность. Человек стремится быть лучшим специалистом в своём деле и уметь решать сложные проблемы.
• Безопасность и стабильность. Деятельностью работников управляет стремление сохранить и упрочить своё положение в организации, поэтому в качестве основной задачи они рассматривают получение должности, дающей такие гарантии
• Потребность в первенстве. Человек стремится к карьере ради того, чтобы быть всегда и везде первым, «обойти» своих коллег.
.
Мотивы карьерного роста
• Управленческая компетентность. Человеком руководит стремление к власти, лидерству, успеху которые ассоциируются с высокой должностью, рангом, званием, статусными символами, важной и ответственной работой, высокой заработной платой, привилегиями, признанием руководства, быстрым продвижением по служебной лестнице.
• Предпринимательская креативность. Людьми руководит стремление создавать или организовывать что-то новое, одним словом – заниматься творчеством.
• Стиль жизни. Человек ставит перед собой задачу интегрировать потребности личности и семьи, например, получить интересную, достаточно высоко оплачиваемую работу, предоставляющую свободу передвижения, распоряжения своим временем и т.п.
Факторы, влияющие на карьеру:
• Семейные традиции;
• Способности и профессиональная компетентность;
• Активность личности, инициативность;
• Связи;
• Благоприятные условия жизнедеятельности;
• Здоровье и т.д.
Типология карьеры (по Е. Моллу):
• Суперавантюрный (пропуск нескольких ступеней карьерного роста);
• Авантюрный (пропуск двух должностей);
• Преобразуемый (продвижение как последовательное, так и постепенное);
• Традиционный (постепенное продвижение);
• Эволюционный (соответствует возможностям организации);
• Последовательно-критический (возможно временное нисхождение);
• Прагматичный (перемещение на одном уровне);
• Отбывающий (завершение карьеры).
Этапы деловой карьеры
• Подготовительный (18–22 года) связан с получением высшего или среднего профессионального образования.
• адаптационный (23–30 лет) вхождение молодого специалиста в мир работы, овладение новой профессией, поиск своего места в коллективе.
• стабилизационный (30–40 лет) окончательное разделение сотрудников на перспективных и неперспективных в отношении руководства.
• консолидация карьеры (40–50 лет) подведение итогов сделанного и понимание, что дальнейшее продвижение в должности невозможно, поиск пути приспособления к новой ситуации и решение, как жить дальше.
• этап зрелости (50–60 лет) передача своих знаний, опыта, мастерства молодёжи.
• завершающий этап карьеры (после 60 лет) подготовка к уходу на пенсию
Психологические новообразования на разных стадиях профессионального становления
| Стадии профессионального становления | Профессионально обусловленные кризисы | Профессиональные деструкции | Конструктивные новообразования | 
| Оптация | Кризис учебно-профессиональной ориентации | Отсутствуют | Профессиональные намерения, учебно-профессиональное самоопределение. | 
| Профессиональная подготовка | Кризис выбора профессии | Закладываются предпосылки профессиональных деструкций | Профессиональная подготовленность, профессиональное самоопределение, психологическая готовность к самостоятельному труду. | 
| Профессиональная адаптация | Кризис профессиональных ожиданий | Профессиональное отчуждение | Профессиональная идентичность, приобретение опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности. | 
| Первичная профессионализация | Кризис профессионального роста | Выученная беспомощность, профессиональное отчуждение, начинают складываться профессиональные деформации | Профессиональная позиция, профессионально важные качества, индивидуальный стиль деятельности. | 
| Вторичная профессионализация | Кризис профессиональной карьеры | Профессиональные деформации: авторитарность, агрессивность, педантизм, педагогическая индифферентность и др. | Профессиональный менталитет, метапрофессиональные качества, ключевые компетенции. | 
| Мастерство | Кризис социально-профессиональной самоактуализации | Консервация профессионального опыта | Профессиональная креативность, сверхнормативная профессиональная активность, профессиональная самоактуализация. | 
Планирование карьеры
• направление кадровой работы, ориентированное на определение стратегии и этапов развития и продвижения специалистов.
Задачи развития карьеры
• Устранение карьерных тупиков;
• Изучение карьерного потенциала сотрудников;
• Установление взаимосвязи целей организации и сотрудника;
• Выявление причин профессиональной стагнации.
Преимущества планирования карьеры сотрудников
• - сотрудники связывают свои планы, интересы с организацией;
• - усиливается лояльность к организации;
• - снижается текучесть кадров;
• - появляется возможность сочетать личные интересы с организационными;
• - можно учитывать планы сотрудников при планировании потребностей
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.